Тем временем перед психоаналитиком встала новая проблема - в 1933 г. в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных идеологами «нового порядка» книг оказались и книги Фрейда. Ему самому с трудом удалось добиться разрешения на его эмиграцию в Англию. В Англии Фрейда встретил восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и вскоре решил прибегнуть к эвтаназии. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.
Итак, вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии воистину огромен. Учение Фрейда стало популярным главным образом потому, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил Фрейд, «преисподнюю психики». Ключ к тайнам душевной жизни он стал искать не в физиологии и не в психологии сознания, а в психологии бессознательного. Несмотря на огромное количество ошибок, совершенных им, психоанализ - как наука и область психологии – раз за разом доказывает свою эффективность.
Глава III.
Автор данной работы поставил перед собой задачу раскрыть в этой главе особенности становления психоанализа, историю развития этой отрасли психологии.
История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь драматична, как история психоанализа в России, где в 30-е годы XX века была полностью запрещена психоаналитическая теория и даже практика, на протяжении шестидесяти лет она не принималась по идеологическим соображениям, и только в 90-е годы психоанализ возродился. И, тем не менее, история становления и развития психоаналитического движения имеет свои особенности, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с несогласиями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.
Первым фундаментальным трудом по психоанализу можно по праву считать книгу «Толкование сновидений», 1900. Но первый тираж был всего 600 экземпляров и, чтобы раскупить их все, потребовалось 8 лет. Следующие труды были более популярны и получали все большее распространение в широких научных кругах, вызывая одобрение у многих психологов мира. Вместе с тем всегда находились и критики, не принимавшие теорию психоанализа. Несмотря на это, в 1902 году было создано небольшое общество «Психологическое общество по средам», которое позднее сменило имя на «Венское психоаналитическое объединение». Имена практически всех членов объединения известны в мире как имена ведущих психологов и аналитиков.
Психоанализ получил свое распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы.
Одновременно с распространением психоаналитических идей в различных странах мира происходило использование их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках.
Вместе с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.
Бывшие сторонники Фрейда оказывались от его учения, создавая свои собственные. Так, в начале 1911 года А. Адлер выступил в Венском психоаналитическом обществе с жесткой критикой идей Фрейда. Продолжительные дискуссии завершились выходом А. Адлера и, позднее, образованием Общества свободного психоанализа». Позднее созданное Адлером направление получило название индивидуальной психологии.
Разногласия вставали даже между хорошими друзьями З. Фрейда. После публикации работы К. Г. Юнга, во второй части которой были изложены несовпадающие с концепциями основателя психоанализа представления, идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года. В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии.
Итак, с развитием психоаналитического движения число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место в культуре ХХ столетия. Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия породили волну новых модификаций психоанализа, в результате чего классические представления З. Фрейда о психическом аппарате, комплексе Эдипа, нарциссизме, агрессивности, влечении к смерти, технике психоаналитической терапии и многие другие оказались в центре дискуссий.
Глава IV.
Основная цель данной главы – установить понятие «ошибочные действия», рассмотреть виды ошибочных действий, подтверждая теорию примерами из повседневной жизни.
Зигмунд Фрейд утверждал, что нет такого намерения или поступка человека, которое нельзя было бы объяснить с помощью схем психоанализа. И действительно, он сумел найти толкование даже мыслям и снам человека, раскрывающим скрытые мотивы, комплексы и страхи человека.
Не исключение ошибочные действия, совершаемые человеком. На первый взгляд всего лишь невинные оговорки, они таят в себе скрытый смысл, невысказанные желания или страхи. Многие люди не склонны принимать их всерьёз, считая это мелочью. Сам же Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» говорил: «Психоанализ не может похвастаться тем, что никогда не занимался мелочами». Именно маленькие бессознательные поступки в поведении человека помогут составить правильную картину анализа.
Если рассматривать ошибочные действия, то в первой группе их насчитывается четыре типа: оговорки, описки, очитки и ослышки, В основе другой группы лежит забывание, запрятывание и затеривание какого-либо предмета. Также сюда можно отнести ошибки заблуждения (значения терминов см. Приложение 3). Самыми интересными и примечательными считаются оговорки. Фрейдом не принимается во внимание фактор усталости, отвлеченности на другое или волнения, когда внимание человека рассеяно. Фрейдом доказано, что «ошибочные действия и забывание проявляются у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованы, разве что им припишут это волнение после сделанного ошибочного действия, но сами они его не испытывали». Также оговорки могут быть спровоцированы рядом факторов (например, внушение).
Ещё до выхода в свет первой работы Фрейда ошибочные действия были подробно описаны докторами Мерингером и Майером в 1895 году. Сюда входят искажения слов – предвосхищения, отзвуки, смешения и пр. Но их объяснения Фрейду показалось недостаточно, и он решил дополнить уже существующую схему оговорками на основе схожести звуков, влияния словесных ассоциаций.
Часто случается, что поэт пользуется оговоркой как выразительным средством. Например, цитата из «Венецианского купца» У. Шекспира:
«Две половины у меня: одна
Вся вам принадлежит; другая – вам.
Мне – я сказать хотела; значит, вам же, -
Так ваше все!..»
В повседневной жизни оговорки иногда не менее точно выражают истинный смысл высказывания, то, о чем думал и, возможно, подавлял в себе автор высказывания. «Они [ошибочные действия] не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».
Но каким образом можно убедиться в существовании двух соперничающих намерений? Фрейд назвал первое нарушенным, куда прокрадывается ошибка, а второе – нарушающим. Обычно человек, совершивший ошибочное действие, знает и признает нарушенное намерение. А вот нарушающее он осознать не всегда в состоянии, особенно если оно всего лишь немного исказило суть нарушенного намерения.
Пример искажения, данный в лекциях З.Фрейда – профессор, критиковавший преподававшего до него человека, выразился следующим образом: «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника». Сразу становится ясным его отношение к этому человеку. Даже несмотря на то, что он позже поправился, сказав «неспособен».
Иногда человек попросту боится выдать чем-то свои намерения, рассказать о них. Позже, разговаривая на схожие темы, ему вспомнится его страх и все силы он употребит на молчание, но вдруг обязательно скажет то, чего боялся.
В некоторых случаях человек, стараясь запомнить нужную дату, имя или день встречи, безнадежно забывает их и вспоминает только тогда, когда уже поздно. Та же самая ситуация может произойти с любым предметом. К примеру, одна девушка давно мечтала получить медаль на конкурсе. Отправившись на конкурс с подругой, она замечает, что подруга составляет её серьезную конкуренцию. Когда подруга получила, она попросила девушку подержать ее у себя. Через некоторое время девушка, приехав домой, обнаружила в своем чемодане медаль за победу.
Это яркий пример непроизвольного забывания и запрятывания вещей. Девушка не хотела красть медаль, она просто забыла отдать медаль обратно, а может быть, просто забыла куда положила её. Не надо быть психоаналитиком, чтобы понять мотивы ее поступка, хоть и бессознательного – желание иметь медаль.