Смекни!
smekni.com

Основы психологии (стр. 15 из 88)

Появление ВПФ связано с овладением человеком природы. По мнению Выготского, указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи. Поэтому овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие глубоко взаимосвязанные процессы.

Б) Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий психологических. По Выготскому эти психологические орудия - знаки. Человек использует дополнительный стимул X, чтобы опосредовать запоминание. Х выступает как средство запоминания и средство воспроизведения, или как психологическое орудие, с помощью которого человек овладевает процессами собственной памяти. Причем человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство - знак; с помощью этого знака он овладевает своим поведением.

З.Третью часть концепции Выготского можно озаглавить «Генетические аспекты». Откуда берутся средства-знаки? Рассмотрим сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка.

Как известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий, это были слова-приказы. Потом человек стал обращать слова-приказы на себя. Таким образом, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то делать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Эгоцентрическая речь Выготский описывает феномен эгоцентрической речи как промежуточной между обращением к другому и обращением к себе. По наблюдению Выготского такая речь возникает у ребенка особенно часто при затруднениях, т.е. в моменты, когда повышаются требования к организации его собственных действий. Ребенок озвучивает программу своих действий. Так формируется мышление.

Всякая ВПФ появляется в своем развитии на сцене дважды: сначала как функция интерпсихическая, а потом как интрапсихическая. Это происходит в процессе интериоризации. «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая»

Резюмируем основные положения теории развития ВПФ Выготского.

Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он так же использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

Первоначально — в фило- и онтогенезе - психологические орудия выступают во внешней материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е. становятся умственными средствами.

Таким образом, ВПФ отличаются от низших по своим свойствам, строению, происхождению. ВПФ произвольны по способу управления, социальны по происхождению, опосредованы по строению, динамичны, системны, осознанны. У жив-го психич ф-ция натуральна, у чел – ВПФ соц-на (формируется при общении ребенка со взрослым), произвольна (сознательно регулируется, я могу поставить цель и ее выполнить), опосредована (т.е., чтобы ею управлять, нужно средство, сперва внешн, затем внутр – процесс интериоризации), системна (напр, при произвольном запоминании включается процесс мышления, воображения).

Рассматривая развитие личности, Выготский говорит, что развитие личности - это, прежде всего, развитие способности к опосредованному поведению. Однако, средствами здесь оказываются не столько знаки и стимулы, сколько такие сложные образования, как социальные нормы, ценности и т.д.

Критика: 1.Выготского упрекали в слишком резком и как бы механическом разделении психических функций на «низшие», «натуральные» и «высшие», «культурные». Теперь преобладает мнение, что все психические процессы человека являются культурными или, по крайней мере, несут в себе отпечаток социальности.

2.0тмечалсь так же переоценка и даже абсолютизация Выготским роли знака в формировании человеческого сознания. Фактор практической деятельности при этом оставался в тени.

3. Слишком широкая трактовка Выготским понятия «стимул». Одно дело, когда это узелок на память, другое - когда он говорит о рассуждениях, нравственных нормах.

Но, несмотря на эту критику, концепция Выготского оказала огромное влияние на дальнейшее развитие советской У.

По крайней мере два фундаментальных положения теории сохраняют непреходящее значение по сей день. Это положение об опосредованном характере ВПФ и положение об интериоризации как процессе их формирования.

Идея Выготского об интериоризации психологических орудий и способов их употребления в дальнейшем была распространена на формирование умственных действий (П.Я. Гальперин). Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической, деятельности с сохранением принципиально того же строения (А.Н. Леонтьев). Она выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.

Наконец, применение культурно-исторического подхода позволило развить представления о качественной специфике человеческого онтогенеза в целом (А.Н. Леонтьев). Будущее поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Индивидуальное научение обеспечивает лишь адаптацию генетических программ к конкретным условиям обитания. В отличие от этого, человеческое поведение генетически не предопределено. Видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме - во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый человек может стать представителей своего вида только, если он усвоит и воспроизведет в себе этот опыт.

Таким образом, усвоение, или присвоение, общественно-исторического опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза. Обучение и воспитание - общественно выработанные способы передачи человеческого опыта, способы, которые обеспечивают «искусственное развитие ребенка». Главный способ изучения ВПФ – это их возникновение и развитие методом срезов (в одном возрасте как появляются, в др как развиваются) – это генетический метод.

Вопрос 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

Глубинная психол– выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась эту часть самостоят изучать: Фрейд, Юнг (аналит-кая психол), Адлер (индивид-ная психол). Психоанализ – одно из наиб известных направлений зарубежной психол, возникшее в нач 20 в. Первое открытие: психику нельзя сравнивать с сознанием. Это больше включает и бессознательное. Фрейд выделил в психике чел 3 сферы: Сознание – соответствует реальности; Предсознательное – скрытые, латентные знания, кот чел располагает, но в данный момент они в сознании не присутствуют; Бессознательное – знания не осознаются, очень сильны и оказывают влияние на наши действия, состояния. С трудом переходят в сознание, из-за механизмов вытеснения и сопротивления (ф-ции сознания). Психич жизнь чел определяется его влечениями – это сексуальная энергия (либидо), кот есть даже у младенца, хотя в детстве проходит ряд стадий, из-за соц запретов эти переживания вытесняются из сознания. Эти переживания живут в бессознательном, имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, но тем не менее прорываются в искаженной форме: это сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы (истерия). В психоан-зе был разработан метод выявления бессознательных аффективных комплексов (анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений). Теория лич-ти по Фрейду: Оно (ид – бессознательное, инстинкты, кот стремятся к удовлетворению), Я (эго – компонент психич аппарата, ответственный за принятие решений, стремится удовлетворить желания ид, подчиняется принципу реальности, т.е. отсрочка удовлетворения до подходящего момента), Сверх Я (супер эго – не врожденное, соц ценности, нормы). Сознание (эго) – арена борьбы м/ду ид и супер эго. Механизмы для смягчения конфликта: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация, отрицание, реактивное образование и др. Фрейд – признавал существование 2-х основных гр инстинктов, кот тоже м/ду собой ведут борьбу. Инстинкт жизни (Эрос): включает в себя все силы, служащие для поддержания жизненно важных процессов и обеспечивают размножение вида (энергия либидо); инстинкт смерти (Танатос): включает в себя все силы, в основе кот лежат проявления жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. Стадии по Фрейду: оральная (удовольствие от кусания, сосания)(0-18 мес); анальная (фекальные удовольствия)(1,5-3 года); фаллическая (Эдипов комплекс, комплекс Электры )(3-6 лет); латентная (сублимация либидо в дейт-ть)(6-12 лет); генитальная (интерес к противоположному полу)(пубертат). Если происходит фиксация ребенка на какой-то из стадий, формируются опред негативные черты хар-ра. Юнг и Адлер не согласились с Фрейдом: Юнг – либидо (энергия бессознательного) – это не сексуальная энергия, а психич, кот в течение жизни проявляется по-разному в разные периоды (диффузная творческая, жизненная сила, проявляющаяся разными путями – религия, стремление к власти). Адлер – главный инстинкт – силы – стремление к превосходству, совершенству. И Адлер и Юнг соглашались с Фрэйдом по поводу вытеснения переживаний (это желания, аффекты, мысли, кот неприемлимы сознанию (причины неприемлимости: 1) соц-культурная неприемлимость; 2) травмы субъекта). Содержание бессознательного всегда энергетически заряжено (т.е. стремится вырваться наружу). Эта энергия бессознательного является основным двигателем чел поведения и его лич-ти. Все влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Психич и соц развитие каждого чел идет через установление баланса м/ду инстинктами и культурными нормами. Т.о. сознание и лич-ть чел должны идти на компромисс м/ду бессознательным и соц нормами. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Юнг: Душа по Юнгу состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное безссознательное. Эго – центр сферы сознания. Представляет компонент PSYCHE, включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благод кот мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Основа нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, кот когда-то осознавались, но теперь подавлены, забыты. Материал личного бессознательного доступен для осознания. Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже человекообразных предков. В нем содержится все духовное наследие чел эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивида. Вводит понятие архетипов коллективного бессознательного – врожденные идеи или воспоминания, кот предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события опред образом. В действительности, это не воспоминания или образы, а факторы, под влиянием кот люди реализуют в своем поведениии универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Архетипы: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть. Наиб важные архетипы: Персона – «маска» - это публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с др людьми (множество ролей). Персона – это сознательное отождествление, т.е. «Я есть это». Тень – представляет подавленную темную, дурную и животную сторону лич-ти. Тень точное отражение персоны в нашем бессознательном (каждому любому нашему сознательному отождествлению в тени соответствует такая же противоположность – добро-зло). Тень проявляется двумя способами: 1) проекции (мы не можем увидеть в окр мире то, чего у нас нет); 2) личные состояния с кот мы не можем справиться. Часть работы с тенью – признание существования в себе др, признание того, что не все мы в своей власти. Тень источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала. При работе с ней повышается уровень психол силы. Самость – наиб важный архетип, сердцевина лич-ти. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, чел ощущает единство, гармонию, целостность. Анима (представление внутр образа женщины в мужчине) и Анимус (наобор). Анима и Анимус должны быть выражены в чел гармонично, не тормозить процесс развития лич-ти в самореализации. Процесс индивидуации – восстановление целостности. Адлер: организовал консультирование родителей и детей – семейная консультация. Инициатор создания клиники детей с отклонениями, где бы к ним относились как к нормальным. Не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсирвать дефект занимают центральное место в лич-ти и выступают фактором развития каждого чел. Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление чел к преодолению в форме превосходства, власти над окр. Все это приводит к образованию механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, кот ведет весь поток душевной активности в опред направлении (складывается к 4-5 годам: стиль жизни), зависит от семейной ситуации, матери. Три гр условий, способствующих появлению чувства неполноценности: 1) физический недостаток; 2) неправильное воспитание (изнеженные дети); 3) неправильное воспитание (бессердечные дети).