Смекни!
smekni.com

Основы психологии (стр. 2 из 27)

Глубинная психология: ее олицетворяет фрейдизм, кот. понимает личность как невротическую, находящуюся в противоречии с собой. Это индивид, погруженный в решение своих проблем. Фехнер: образ айсберга. Глубинная психология выдвинула идею о независимости психики от сознания. Психика существует вне и независимо от сознания, а бессознательная психика (глубинная) составляет ее предмет и общую проблему. З. Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сзн-му контролю (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и должны получить объяснение. Эти проявления - свидетельства бессзн-го. Пути их выявления составляют методы Фрейда: анализ свободно всплывающих ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни. Всюду наблюдается столкновение двух тенденций: желания и цензуры. Индивидуальная психология Адлера: чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект - факторы развития человека. Индивидуум рассматриваться в обществе. Основные жизненные сферы: 1) проф. д-ть, 2) соц. контакты с др., 3) любовь, брак. Условия, появления у р-ка чувства неполноценности: 1) наличие физич. недостатков, 2) неправильное воспитание (изнеженность или бессердечность). Аналитическая психология К. Юнга: содержание - учение о бессзн-ом и о процессе развития личности. Учение о двух системах бессзн-го – личной (поверхностный слой психики, зависит от личного опыта) и коллективной (глубинный слой, независимая от развития индивида, недоступный психоанализу). Инстинкты (определяют специфическое поведение человека) и архетипы (обуславливают конкретное формирование сознательных психических содержаний) - регуляторы душевной жизни. Процесс становления личности - индивидуация. Ее цель – становление Самости, т.е. объединение, уравновешенность, связность сзн-го и бессзн-го. Неофрейдизм: К. Хорни - социологизированный вариант фрейдизма. Проблема социальной (культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Все человеческие отношения имеют характер соперничества (необходимость сравнения себя с другими). Подчеркивает роль культуры (с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения).

Э. Фромм: концепция "радикально-гуманистического психоанализа". Главная идея - об общественной обусловленности человеческой (в т.ч. бессознательной) психики. Пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Исходный тезис - положение об особенностях человеческого существования, кот. заключает в себе экзистенциальное противоречие (причина: разрыв связи человека с природой). Человек чувствует одиночество, опасность, чувство бессилия. Возникают импульсы-потребности, направленные на преодоление этих переживаний. Путь: добровольные связи с миром, природой, продуктивная деятельность человека, любовь к работе, которые снова соединят его с миром как свободного и независимого индивида. Но социальные условия не дают такой возможности Зависимость характера человека от его образа жизни – это социальный характер, кот. меняется вместе с изменением общества, культуры. Его типы: накопительский, воспринимающий, рыночный, эксплуататорский, некрофилический.

Вершинная психология.Отечественная психология: А.Н. Леонтьев: личность – иерархия мотивов, а мотив– предмет, который задан социальной ситуацией. Ориентируясь на значимость этих предметов, и выстраивается личность. Направленность личности характеризуется интересом. Рубинштейн: внутренние условия опосредуют внешние воздействия. Зарубежная психология: противопоставление психоанализа гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Олпорт), экзистенциональной психологии (Виктор Франкл). Гуманистическая психология исходила из идеи права личности быть самой собой.