Смекни!
smekni.com

Основы психологии (стр. 3 из 27)

Олпорт: идея функциональной независимости (пример: семечко ® росток детерминирован семечком ® дерево уже детерминировано не семечком, а условиями окружающей среды). Маслоу: субъект преодолевает ограниченность бытия. Человек переходит с уровня на уровень (потребности). Пирамида потребностей: (физилологич, безопасность, любовь, уважение и высшая – познание). Роджерс: личность – не раб своему поведению. Активно противопоставил гуманистическую психологию психоанализу. Человек – не раб своему бессознательному, он тот, кем он желает быть. Человек обращен в будущее, он реализует проект собственного бытия. Франкл: человек – конструктор смыслов, которые он определяет сам. Очень важно найти смысл в ситуации. Экзистенциональный вакуум – ощущение пустоты, утрата смысла. Чувство неполноценности: если человек борется с ним, оно повышается; если занят деятельностью, то оно атрофируется. Ощущение пустоты Þ агрессия. Любовь и ненависть имеют объект, т.е. основание для этого. Причины вакуума: 1) нет сильных инстинктов (что хочу) Þ конформизм; 2) нет традиций (что должно быть) Þ тоталитаризм; 3) специфические невротические заболевания – из ценностных конфликтов, экзистенциональной фрустрации (ноогенные неврозы – 20% от всех). Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, какой он должен стать, мы заставляем его быть таким, каким он может статьТеория и терапия неврозов. Уникальные личности пациента и врача Þ выбор метода. Методы: 1) самотранценденция – техника дерефлексии; 2) самоотстранение – техника парадоксальной интенции. При болезни (страхе) симптом вызывает фобию, она в свою очередь усиливает симптом, а он подкрепляет фобию. При неврозе навязчивых состояний давление вызывает противодействие, которое в свою очередь усиливает давление. существление того, что боится (мочился – 5 центов); юмор (тремор рук – соревнование, пот – больше давай, бессонница, запрет на половой акт – дерефлексия, фригидность, нет оргазма)

4. Историко-психологические проблемы самопознания

Самопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит "Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объективный диалектический закон, управляющий мирозданием. Все течет, все меняется. Сократ – "Познай логос собственной души". Познать себя м. только ради добра и справедливости, познание себя д.б. целью жизни. Возвел с/п в жизненный принцип, связанный с заботой о душе. Заботиться о приходящем нет смысла, т.к. все предрешено и мы не м. повлиять на ход событий. Мы хозяева в мире своей души, своего разума, об этом надо заботиться. Надо направлять мысль не ко вселенному закону, а к внутр. миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать разумно. Познание изначально социально, т.к. корениться в общении. Забота о душе – это священная обязанность. Метод – диалог. Платон – душа выступает в качестве начала посредственного м/д миром идей и чувств. вещей. С/п связывает с понятием забота о себе. Познание направлено на бытие (идеи) и дает подлинные знания. " вида высокого знания: 1) рассудок – область идей; 2) разум (ум) –постижение идей. Эпикур – забота о душе, как спасение. Спасение вызвано рождением и смертью. Забота о душе избавляет от страха перед Богами и страданиями. Спасение означает спасение для самого себя. Надо жить настоящим.

У римских стоиков (Сенека, Эпиктет) философия превращается в учение о совершенствовании души (психогогику), или лечение души, как называл ее Сенека. Это своего рода психотерапия, использующая такие методы, как самонаблюдение, разговор с самим собой (солилоквиум), размышление о предполагаемых бедах (паренеза), нравственную проповедь (диатриба), утешение и молитву. (Сенека, Аврелий) – с/п – форма укрепления души. Мир враждебен, важно познать себя, чтобы противостоять внеш. миру. Забота о себе только для себя, а не для др. Необходимо познать законы своей души, чтобы сохранить себя. Душа уникальна, ч-к д. защищать гармонию души. С/п – познание души, а познать душу – познать Бога (Аврелий). Августин: с/п – через познание божественного замысла, ч.\з диалог с внутренним человеком – это истина, кот. человеку предстоит познать. Через диалог с внутр. ч-ком познается замысел о данном человеке. Метод: молитва. Абеляр: с/п направлено на свой собственный путь. Взгляд на себя со стороны. Познавание – узнавание ч-ка это не тоже самое, что ч-к говорит о себе. Декарт: с/п как некий принцип индивид. свободы –главное достоинство ч-ка. Обращается к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. В мысли открывается наше существование: Я мыслю, след-но я существую. Метод – рефлексия. Вплоть до 10 в. с/ перестает быть научной проблемой. Сфера познания, по Локку, ограничена общим количеством имеющихся у нас идей, да и те взаимодействуют не в полной мере. Поэтому наше познание ограничено недостатком идей, недостатком связей между ними и недостаточной степенью изучения идей.

Наконец, рассуждая о реальности нашего познания, Локк говорит, что наши простые идеи соответствуют действительности и надо идти от них. Чем проще идея, тем более верна она, откуда делается вывод, об истинности познания с помощью математики, как относительно простой идеи. Истина - соединение знаков в соответствии с реальностью, следовательно, познание возможно без экспериментов с объектом, и даже, более того, не требует существования объекта

Фрейд – с/п как смысл человеческой жизни. Познание того, что скрыто в б/с-ном. Гуманистич. психология: с/п – основа человеч. развития. Маслоу – самоактуализация (осознание своих мотивов и ценностей); Роджерс – СО (внутренняя сущность, самость); Франкл – смысл. Психосинтез: с/п – познание своих субличностей, проблемы др. (различие своего и чужого). Др. – как условие с/п. Классическая интроспекция - с/п совершается: 1) в анализе рез-тов собствен. д-ти, своего поведения; 2) при осознании отношения др. ко мне; 3) в самонаблюдении своих состояний, мыслей. С/п является основой развития с/контроля и саморегуляции. Интроспекционисты считали, что предметом психологии м.б. только непосредственный опыт, кот. действует "здесь и теперь", а не прошлый. Вундт - проникновение в собственный опыт, переживания. Титченер – данные интроспекции – это сумма человеческого опыта. Джемс – выделял существование "Я" и "Мое". "Я" – мыслящая вещь, субъект восприятия, активное в-во, кот. думает, переживает. Оно является целостным и неделимым, познать его невозможно. "Я" раскрывается в опыте переживания, с/контроля, с/регуляции. "Я" –аспект существования человека. "Мое" – то, что принадлежит субъекту. Выделяют: 1) социальное (титулы, роли, статусы); 2) физическое (тело, одежда, машиан); 3) духовное (цели, смыслы, идеологии). С/п – забота о "моем".Практика самопознания развивается в психотерапии.

Брентано. Предмет психологии - психические феномены: акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источником знания о них Б. считал внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление - как представление, суждение - как суждение, и т.д. Внутреннее восприятие, или внутренний опыт, есть в то же время источник очевидности: представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем, суждение - именно как то суждение, которое мы высказываем, и т.д. Здесь намечается основной пункт его расхождения с И. Кантом: по Б., внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи-в-себе и явления. Основными признаками отличия психических феноменов от физических являются следующие: 1) все психические феномены или сами суть представления, или основаны на представлениях; 2) каждый психический феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нем предмета, или направленностью на объект. Б. заново вводит средневековый термин "интенциональный", который становится одним из основных в философии 20 в.

Классификация психических феноменов проводится Б. соответственно их интенциональной природе, т.е. по способу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признается или отвергается (суждения - это не комбинация представлений), и акты любви и ненависти и интересов (чувство и воля). Из этой классификации вырастает этическое учение Б., основанное на аналогии между третьим и вторым классами: в отличие от представлений они обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного.

5. Психоанализ: история и современность. Теоретические и исторические аспекты

Психоанализ (душа, разложение, расчленение) – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенности переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление созданное З. Фрейдом и его последователями. Психотерапия (душа, уход, лечение) – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Методы клинической психотерапии – гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия. Личностно-ориентированная психотерапия (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В индивидуальной психотерапии решающим фактором эффективное и лечебных воздействий является психотерапевтический контакт врача и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности врача к сопереживанию. В качестве методов активирующего терапевтического воздействия широко используются трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие повышению компетентности больного в межличностных отношениях, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.