Фрейдизм – названная по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующие основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главное из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие "цензуру" сознания) нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомах, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п. Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я".
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы. Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.
Важную роль в формировании мотивации фрейдизм отводит детству, которая якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод "свободных ассоциаций", анализ описок оговорок, забываний. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слои (метод свободных ассоциаций) или сновидений. ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально-позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в "обезвреженной" форме.
6. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания
Интроспективная y– наука о сознании. В основе И. психологии лежат представления связанные с развитием естеств. наук в 19в., которые стремились отыскать простейшие элементы сознания, т.е. атомы, кот. были бы неделимы и неизменны и складываясь образуют сложные картины в человеческом сознании. Зная эти элементы и законы по которым они соединяются, связи и отношения между ними можно проникнуть сознания.
Предмет изуч-я: сознание, его содержание и св-ва, в числе кот-х образы непосредственно окруж-го нас мира, воспоминания, ощ-я, желания, мысли, эм переживания.
Задача интр. y – описать св-ва сознания, его динамику (полисоз-е: 2 части: фокуссоз-е – ясная и отчётливая обл созн-я, периферия сознания – неотчётливое и смутное содерж-е). Они стремились отыскать составные части, образующие сложные картины в чел. созн-и. зная эти эл-ты и з-ны м проникнуть в сущ-ть созн-я.
Осн метод - интроспекция. Психическое непосредственно представлено в соз-и S-тов. Оно закрыто для внешнего набл-ля. Поэтому, факты сознания м изучать только методом интроспекции или самонаблюдения.
Глав з-ча – выделить осн-е эл-ты созн-я, разложив целостный перциптивный образ на элем-е ощ-я. 2 напр-я: структурализм – опр-е стр-ры созн-я (Титченер) и функционализм - опр-е ф-ции созн-я (Джеймс). Достоинство – впервые в дан направлении, y получила статус науки, развивается эксперимент.
Представители – Вундт, Титченер, Джемс.
Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, как формируется Я - образ, Я - концепция - все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях Самосознание имеет уровневое строение (И. С. Кон, 1978; В. А. Ядов, 1975; И. И. Чеснокова, 1977 и др.). Подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом предложена Э Эриксоном (1967). Концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание, была сформулирована В. В. Столиным (1985) Кратко суть концепции уровневого строения самосознания заключается в следующем На уровне организма активность субъекта определена системой "организм - среда", имеет двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. На уровне организма формируется самочувствие субъекта как итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Это самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии. На уровне социального индивида активность подчинена иной потребности - потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, уставами, предписаниями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими. На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т. д. - и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации и рассматриваются как ее условие. Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является Я - концепция. Р. Берне (1986) рассматривает Я - концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя.
В этих установках выделяются три компонента:
1) образ Я - представление индивида о самом себе;
2) самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
3) потенциальная поведенческая реакция, т. е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Я - образом и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я - концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе. В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники и др. В соответствующем руководстве А. Анастази (1982. Т 2) аннотируются как наиболее употребительные четыре диагностические методики для диагностики самосознания: контрольный список прилагательных Г. Гоха; Q - классификация В. Стефенсона; семантический дифференциал Ч. Осгуда; тест ролевых конструктов Г. Келли.
7. Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет психологического изучения. Проблема объективности в психологии
Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон.
Задача психологии – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде.
Цель: открыть средства контроля за поведением.
Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны).
Основная единица поведения: связь стимула и ответа обоих форм поведения. Его основная идея – раздражители внешней среды – это основные детерминирующие факторы поведения. Считал, что развитие р-ка м. направить по строго определенному пути, если обеспечить соответствующие внешние раздражители. Отрицал понятия о награде и наказании.