Смекни!
smekni.com

Основы психосоциальной работы (стр. 1 из 18)

1. Понятие нормы психического здоровья. Относительность границ психической нормы и патологии

можно сказать, что норма – это больше чем отсутствие болезненных симптомов. Норма характеризуется балансом между реальностью и приспособлением к ней, установкой на самоутверждение и саморазвитие в единстве с чувством ответственности, достаточным потенциалом психической энергии, активностью. Норма – это умение преодолевать жизненные трудности и принимать вызов обстоятельств.

К норме относится:

­ Интеллект. Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.

­ Моральный облик: чуткий человек, без черствости, «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.

­ Социально привлекательное адаптивное поведение, контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций. Личностный оптимизм, характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.

­ Эмоциональность, без лишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.

­ Сексуальность: учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему.

Полным набором абсолютно нормальных психологических показателей обладает лишь 25-30 процентов людей. Но на различных этапах жизни даже полностью психически здоровые люди могут не всегда нормально реагировать на те или иные ситуации, в частности, на собственные соматические заболевания. 55-60 процентов людей балансируют между полноценным психическим здоровьем и теми или иными преходящими или незначительными нарушениями. И только 3-5 процентов могут считаться психически нездоровыми, требующими психиатрического лечения (этот показатель значительно колеблется в различных странах). В целом хорошее психическое здоровье определяется при эффективном выполнении лидерской роли, при сильной мотивации к достижению цели, с хорошей продуктивностью в работе и выраженной способностью к обучению и тренировке, полностью принять на себя ответственность.

Психическое здоровье – это способность, адекватная ситуации, проявлять инициативу, высокая устойчивость к стрессам и тонкое, тактичное понимание социальных ролей различных людей, корректное взаимодействие со всеми, лояльные контакты с различными социальными группами. Показателями нормы считаются успешная работа и высокий профессионализм человека, чувство такта, приятного легкого ненавязчивого юмора, которое так высоко ценится в обществе.

Проверить соответствие психической норме и выявить отклонения от нее, определить характер человека можно при помощи тестов, если эти тесты научно обоснованы и многократно проверены на практике, в клинической диагностике. Но тесты, особенно те, что доступны неспециалисту, понятно, всего и со всей точностью не раскроют в психическом мире, психическом состоянии человека. При заболевании – это задача врачей. И все же, они во многом помогут при возникшем беспокойстве, при первом подходе к делу.

В наиболее общем виде суть патологии состоит в следующем:

­ психическая патология формируется и распознаётся при взаимодействии субъекта со средой обитания;

­ субъект, как носитель психики и сознания, обладает определённым диапазоном возможностей восприятия внешних воздействий и способностей выбора (изменения) среды обитания;

­ среда обитания содержит ограниченный спектр воздействий на субъекта, которые могут быть им восприняты;

­ субъект может модифицировать своё поведение в соответствии с изменением своего внутреннего состояния и среды обитания;

­ превышение возможностей или способностей субъекта, как в силу их исчерпания, так и вследствие расширения диапазона внешних воздействий, формирует специфические психические проявления и поведение, ограничивающие социальное функционирование субъекта.

2. Основные формы отношения к болезни и их коррекция

В психиатрии процесс формирования у больного отношения к болезни и всему, что с ней связано, анализируется не очень широко. В "большой" психиатрии изучаются преимущественно тяжелые формы психозов, при которых грубо измененное сознание является не столько выражением "внутренней картины болезни", сколько самой психической болезни как таковой.

Два аспекта этой проблемы традиционно привлекали внимание врачей:

1. Изучение и клиническое описание таких форм психических нарушений, основу которых составляет чувство измененности своего психического и физического "Я", его отчуждение. Т.е. в центре внимания оказывались явления деперсонализации, дереализации, психической анестезии, синдром психического автоматизма.

2. Клиническое рассмотрение особенностей критического отношения к изменениям в собственной личности, или проще, критики болезни. Сложилась практика оценки критики болезни как полной, частичной или отсутствующей.

Многие выделяют, по крайней мере, три фактора, влияющих на формирование отношения к болезни: 1) совокупность врожденных и приобретенных особенности личности; 2) природа самого заболевания; 3) социально-психологические факторы.

Рассмотрение отношения к болезни с позиций психологии отношений по самой своей сути включает анализ всех трех названных выше факторов. Отношение к болезни, как всякое отношение, является индивидуальным, избирательным, сознательным (или способным к осознанию), т.е. отражает индивидуальный, или личностный уровень. Как всякое отношение, оно носит субъективно-объективный характер, является содержательным и не может рассматриваться вне объекта отношений, иными словами, определяется природой самого заболевания. И, наконец, как всякое отношение, отношение к болезни опосредовано существующими в значимом для больного микросоциальном окружении и в обществе в целом представлениями о данном заболевании, о регламентированных в определенной культуре нормах поведения больного, о социальных и социально-психологических последствиях болезни. Отношение к болезни выделяется как элемент психологического анализа целостной системы отношений и поэтому не может рассматриваться изолированно. Кроме того, отношение больного к своему заболеванию является значимым и, следовательно, оказывает влияние и на другие отношения личности. Таким образом, для всестороннего изучения отношения к болезни необходимо рассматривать его в более широком контексте, учитывая также отношения к тем сферам функционирования личности, на которые может влиять как сам факт заболевания, так и отношение к нему индивида.

Отношение к болезни, как и каждое психологическое отношение, индивидуально и неповторимо. Однако психологический анализ показывает, что отношение конкретного человека, оставаясь уникальным, может быть описано через принадлежность этого отношения к определенным психологическим типам отношений, то есть через выявление сходства с уникальными по своей природе отношениями других людей. Это положение справедливо и для описания отношения к болезни. Типологический подход к описанию психологических отношений позволяет использовать методы научного обобщения для лаконичной передачи самых существенных сведений об отношении конкретного больного к своей болезни. Это в свою очередь дает возможность практикующему клиническому психологу и лечащему врачу использовать эти сведения для построения психотерапии. Диагностика таких типов может осуществляться тем же путем, который обычно используется в психиатрии и клинике пограничных состояний, т.е. путем расспроса больного, наблюдения за его поведением, собирания сведений от родных и близких и т.п.

Однако, этот путь сложен, особенно при отсутствии клинического психолога, а также при необходимости обследовать большое число больных. В связи с этим возникает потребность в разработке специального медико-психологического диагностического инструмента. Важно, чтобы такой инструмент мог быть использован не только клиническими психологами, но и психотерапевтами, а также врачами-интернистами, не имеющими, как правило, психоневрологической или психотерапевтической подготовки, но стремящимися получить дополнительную информацию о больном с целью повышения эффективности лечения и реабилитации.

Применяемые в соматической клинике экспериментально-психологические методы специально не ориентированы на изучение отношения к болезни. Они, разумеется, в общем плане дают информацию о психологических механизмах формирования, поведенческих проявлениях и эмоциональных аспектах личностных реакций больных, но не решают специальную задачу диагностики типов отношения к болезни и определения особенностей дезадаптации в связи с заболеванием.

3. Натуральный и социальный ряды развития человека и их соотношение с физиологической, социальной и психической адаптацией

Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие натурального и социального рядов развития. Натуральный ряд представляют процессы физического созревания, социальный — процессы социализации.

Процессы натурального ряда протекают крайне неравномерно и неодновременно, и эта гетерохронность обнаруживается на межиндивидуальном уровне в том, что, к примеру, мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным юношей, другой — пуберататным подростком, а третий — допубертатным ребенком; и на внутрииндивидуальном уровне — в том, что разные биологические системы созревают неодновременно.

Телесные процессы, по данным американского психолога Д. Клозена, могут влиять на поведение юноши по трем линиям. Прежде всего относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические способности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерат в течение ряда лет может без особого труда превосходить сверстников-ретардантов в спорте и других физических занятиях. Далее, зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Однако индивидуальные способности не всегда соответствуют ожиданиям, основанным на внешности; например, очень высокий мальчик с плохой координацией вряд ли вызовет восхищение у баскетбольного тренера, его ожидания не оправдаются. Отсюда третье измерение — образ «Я», в котором преломляются собственные способности, их восприятие и оценка окружающими.