Смекни!
smekni.com

Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей (стр. 1 из 15)

Департамент образования Вологодской области

ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж"

Выпускная квалификационная работа

по психологии

Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

специальность 040101 Социальная работа

Тотьма

2009


Оглавление

Введение

1. Теоретический анализ проблемы личностного развития в пожилом возрасте

1.1 Одиночество как психологический феномен

1.2 Особенности личностного развития в пожилом возрасте

1.3 Влияние одиночества на ход личностного развития пожилых людей

2. Опыт эмпирического исследования "Я-концепции" одиноких пожилых людей

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Обработка и анализ результатов исследования

2.3 Выводы. Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Одной из наиболее важных и очевидных причин необходимости изучения особенностей пожилого возраста является резкое увеличение продолжительности жизни у большей части населения. В настоящее время демографическое старение населения – явление, которое быстро распространяется по всему миру. По мнению президента Геронтологического общества профессора В.М.Анисимова, в ближайшие 10 лет Россию ожидает взрывное увеличение числа лиц старше 75 лет[18,с.50].К 2010 г. численность граждан пожилого возраста увеличиться по сравнению с 2004 г. почти на 1млн., к 2015 – на 3млн. К 2010г. доля старших лиц старших возрастов увеличиться до 21,9%, к 2016 – до 24,5%. В Вологодской области насчитывается 273,5 тыс.(21% от общей численности населения) лиц старше трудоспособного возраста[24].В целом по России численность пожилых людей составляет более четверти населения. Это тысячи людей, которых на пороге поздней зрелости ожидают различные проблемы, с которыми они чаще всего остаются один на один.

Не последней из таких проблем, и к тому же тяжело переживаемой является одиночество. Каким образом одиночество влияет на жизнь старого человека, на его поведение и его представление о себе?

Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе, тем, каким он должен или хотел бы быть. "Образ Я" включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие человека с другими людьми. "Я-концепция" формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе. Наше "Я" является отображением представлений о самом себе. Каждый из нас имеет представления о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах, конкретное содержание и значимость которых изменяется в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Почти все эти представления соотносятся с ролевыми характеристиками, с той социальной группой, к которой человек принадлежит. Каковы особенности таких представлений у пожилых людей, ведущих одинокий образ жизни? Насколько их "Я- концепция"позитивна или негативна?

Объект исследования: процесс личностного развития пожилых людей.

Предмет исследования: целостное представление пожилого человека о самом себе особенности.

Цель исследования: изучить особенности "Я - концепции" одиноких пожилых людей.

Задачи исследования:

1) представить теоретический анализ проблемы одиночества;

2) описать влияние одиночества на ход личностного личностного развития пожилого человека;

3) рассмотреть особенности личностного развития в пожилом возрасте;

4) провести эмпирическое исследование различных аспектов "Я-концепции" одиноких пожилых людей.

Гипотеза: Мы предполагаем, что для "Я-концепции" одиноких пожилых людей характерны следующие особенности: адекватно высокий уровень самооценки, сближение реальной и идеальной самооценок, хорошо организованная идентичность, высокая степень идентификации, в целом, позитивное самовосприятие. Также мы предполагаем, что большинство одиноких пожилых людей удовлетворены своими социальными связями, а значит, не склонны к проявлению одиночества.

Методы исследования: теоретические – анализ информации по проблеме исследования; практические - ее обобщение и систематизация.

База исследования: Березниковское сельское поселение Вологодского района Вологодской области, отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов №3 МУ КЦСО Вологодского муниципального района.

Практическая значимость: Данная работа может быть использована специалистами по социальной работе, социальными работниками, работающими с людьми пожилого возраста.


1. Теоретический анализ феномена одиночества

1.1 Одиночество как психологический феномен

Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем современности. Оно принадлежит к числу тех понятий, " жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо скрывает сложное, противоречивое содержание" [19,с.12].Наверное, самое точное определение одиночества дал известный советский социолог И.С.Кон, назвав его многоликим.

Прежде чем начать анализ одиночества, необходимо разграничить некоторые очевидные различия между одиночеством и другими формами и состояниями человека. По мнению И.С.Кона в первую очередь одиночество- это не только физическое отношение человека с другими людьми, но и его психологическое состояние.

Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых давних времен и даже нередко сознательно использовалось людьми. Но при этом на протяжении веков менялись его субъективная оценка и отношение людей к факту уединения. Выделяют три исторические формы одиночества:

- изоляция;

- отчуждение;

- добровольное физическое уединение (отшельничество)[33].

Изоляция рассматривается как необходимое условие обособления индивида, состояние, поддающееся наблюдению, в какой-то степени регулируемое и контролируемое, являющееся лишь отдельным феноменом одиночества. Значение изоляции зависит от того, каким значением человек наделяет это состояние. Для одних изоляция является мучительным наказанием, для других возможность для плодотворных открытий и даже саморазвития. Большинству из нас время от времени хочется "побыть одному".

Отчуждение же рассматривается как насильственная изоляция или изгнание индивида из общества. Психологическая тяжесть отчуждения заключается в том, что со стороны социальной группы подвергается осуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность. Прямо противоположной по своему психологическому значению является третья историческая форма одиночества. Это добровольное, физическое уединение человека, его уход от жизни в обществе (отшельничество) состояние, когда одиночество становится, прежде всего, личностным[33].

Все данные исторические известные формы одиночества в том или ином виде сохраняются до сих пор. Одиночество рассматривалось сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия, оно связано не только с особенностями общения, сколько со свойствами личности.

То есть, в противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество - остросубъективное сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества [19]. Все же при всей уникальности переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений. Одна из самых ярких черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. "Одиночество есть знак моей "самости", оно сообщает мне, кто я такой"[19,с.25]. Одиночество – особая форма самосознания, самовосприятия. Мы переживаем свое состояние в сложной сети взаимосвязей. Одиночество предполагает разрыв связей или полное их отсутствие. Из вышесказанного можно дать следующее определение одиночества. "Одиночество- это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [19,с.304;25,с.27].

В современной литературе в области психологии одиночества дано описание ряда теоретических подходов к пониманию одиночества. Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло описали ряд теоретических подходов к пониманию одиночества. Все они классифицируются на следующие группы:

- психодинамические;

- феноменологические;

- экзистенциально-гуманистические;

- социологические;

- интеракционистские;

- когнитивные;

- интимные;

- теотетико-системные [ 22,с.64; 8,с 123], (приложение 1).

Психодинамический подход основан на концепции З.Фрейда(1973).Первый психологический анализ одиночества опубликовал Зилбург. Он различал одиночество и уединение. Уединенность он характеризовал как "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество, согласно данной теории - непреодолимое постоянное ощущение, которое может проявиться в форме нарциссизма и враждебности.

Сторонники психодинамического подхода в своем анализе одиночества считают одиночество результатом ранних детских влияний на личность [15,с154].

Феноменологический подход к одиночеству близок к психодинамическому, т.к. также вытекает из клинической практики. Согласно данному подходу истоки одиночества следует искать в текущем жизненном периоде[8,с122].

Наиболее известным сторонником феноменологического направления является Карл Роджерс(1961). Его анализ основан на "Я - теории" личности. Он полагал, что общество вынуждает индивида действовать с общепринятым образцом. Это ведет к противоречию между внутренним "я" индивида и проявлениями "я" в отношении с другими людьми [19,с156].В данной теории одиночество рассматривается как проявление слабой приспособленности личности [33].