До середины ХХ века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию IQ-tests – тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способности создавать новое – креативностью - не было [25].
Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Исследования креативности на собственном научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа на материале точных наук. Параллельно и независимо от Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 году провели В.Лоэнфельд и К.Бейттел. Сопоставление результатов исследований позволило выявить 8 существенных критериев, природных для дифференцирования:
“ * Умение увидеть проблему.
* Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
* Гибкость как умение:
- понять новую точку зрения;
- отказаться от усвоенной точки зрения.
* Оригинальность, отход от шаблона.
* Способность к перегруппировке идей и связей.
* Способность к абстрагированию или анализу.
* Способность к конкретизации или синтезу.
* Ощущению стройности организации идей” [37,13].
Кроме этого, было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.
Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Однако у кревтивности как у феномена много сторонников. Эти исследователи рассматривают часто вместе 4 основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс.
Креативная среда. Креативность проявляется через личностное ощущение, размышление, знание, чувствование, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружения. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, непринуждаемой другими и в естественной обстановке.
Креативная личность. Понимание значения субъективных факторов личности в их взаимодействии с объективными при исследовании творческих процессов в последние десятилетия привели учет личностного фактора. Так психология творчества, исследуя личность со всем сектором ее качеств, вслед за другими науками вводит свою методологию принцип системности.
Креативнй продукт. В результате творческой деятельности могут проявляться и в научных открытиях, коренным образом меняющих экономику и быт общества, и в шедеврах, создающих новые направления в искусстве, и даже в умении составить оригинальный букет и украсить свою комнату. Один из способов оценки креативного продукта – разделить их на официально признанные обществом и имеющие значение только для автора данного продукта.
Креативный процесс. Согласно исследования психологов, создания нового (идей, объектов, способов действий) осуществляется, в частности, и такими приемами мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос функций одного объекта на другой.
Один из первых исследователей творческой деятельности как психологического процесса П .Энгельмейер разделил его на три части:
“ * акт выдвижения гипотезы;
* акт творчества;
* акт логически проработанной идеи” [37,18].
Также воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала. При этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируют человека в процессе его деятельности.
В отличие от мышления, которое оперирует понятиями, воображение использует образы. Его основное назначение – преобразование образов, чтобы обеспечить создание новой, раннее не существовавшей ситуации или объекта. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Воображение включается в том случае, когда отсутствует необходимая полнота знаний и определить сознанием результаты деятельности с помощью организованной системы понятий (мышлением) невозможно. Оперирование образами позволяет “перепрыгнуть” через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат.
Воображение является творческим актом благодаря его связи с мышлением. Имеющиеся у субъекта знания способствуют формированию нового образа. Эти образы требуют оценки, отбора, обобщения. Воображение и мышление взаимосвязаны. Они взаимообуславливают друг друга в познавательных актах.
Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач. Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, т.к. отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности. Типичные приемы мышления стали основой для создания методов активизации поиска творческих решений.
Анализ литературы показал, что общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование.
«Комбинирование как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «Морфологический анализ», разработанного в 30-е годы швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. В основе метода – выбор важнейших характеристик будущего объекта и их систематизированный перебор. Новое сочетание этих характеристик позволяет получить новый объект или новое свойство.
Аналогизирование как осознанный поиск аналогий (под аналогией понимается установление сходства) ввел в процесс решения задач У.Гордон, автор метода «Синектика»»[37,21].
Таким образом подтверждается наша поставленная гипотеза об качественных различиях уровня воображения у студентов ,обучающихся по разным специальностям.
Выводы по I разделу
1. Трудно переоценить роль воображения на ранних ступенях развития общества и культуры. С ним связанны многие культурные и научные достижения, существееные познавательные результаты; и вполне справедливо определение его как “великого” дара, так много содействовавшего развитию человечества”. Воображение философски осмысливалось в широком контексте проблем соотношения чувственного и рационального, понятийного мышления и языка, возникновения нового знания.
2. Одним из существенных признаков воображения можно считать способность субъекта создавать новые образы. Воображение связанно не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Отсюда очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единении чувственного и рационального.
3. Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.
4. Исходя из функций воображения, можно сделать вывод о том, что воображение связанно с мышлением, восприятием, памятью, вниманием и деятельностью субъекта. Учитывая функции воображения, можно разрабатывать тренинги и аутотренинги, направленные на регуляцию эмоциональных состояний, познавательных процессов; управление деятельностью, в том числе и творческой.
5. Приемы мышления являются тем логическим инструментом, с помощью которого реализуются замыслы воображения. Следовательно, творческие способности детей следует формировать с одновременной активизацией их мышления и воображения.
Раздел II. Эмпирическое исследование особенностей воображения студентов – психологов и студентов – экономистов
2.1 Обоснование выбора методов исследования
Основная цель нашего исследования заключалась в выявлении и описании особенностей воображения у студентов – психологов Крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова и студентов – экономистов Ялтинского коммерческого техникума.
Что бы выявить и описать особенности воображения студентов применяли следующий методический инструментарий:
1. «Исследование продуктивности воображения» («Пятна Роршаха»);
2. «Исследования индивидуальных особенностей воображения».
3. Математическая обработка (t-критерий Стьюдента).
В первую очередь была проведена методика «Исследование продуктивности воображения», которая относится к группе проективных методик исследования личности. Целью данной методики является определение уровня продуктивности воображения.