Смекни!
smekni.com

Особенности восприятия времени людьми под влиянием эмоционального фактора (стр. 4 из 6)

Восприятие времени чрезвычайно варьируется в зависимости от душевного и физического состояния человека. Проведённое исследование Л.Я.Беленькой обнаружило на клиническом патологическом материале связь переоценок и недооценок длительности с эмоциональной сферой. Оказалось, что все испытуемые, в частности маниакальные больные с повышенным тонусом эмоциональной возбудимости и моторной подвижностью, связанной с непоследовательностью, торопливостью, обнаружили резко выраженные недооценки временных интервалов (иногда в два раза). При этом почти во всех протоколах отмечалось в показаниях испытуемых субъективное переживание этими больными ощущения «летящего» времени.

В состоянии подавленности или фрустрации время течёт медленно. Больные, находившиеся в депрессивном состоянии, - со сниженным тонусом, замедленной моторной деятельностью, подавленным настроением, отрицательной окраской органической чувствительности, распались на две группы. Одна из них давала переоценку, иногда очень значительную, предъявлявшихся им в эксперименте временных интервалов. В их показаниях, как правило, отмечалась «тягучесть» времени в их переживании. У другой группы депрессивных больных наблюдалась стойкая недооценка временных интервалов. Такую недооценку обнаружили больные, у которых общее депрессивное состояние сочетается с состоянием «угнетённого возбуждения». При общем угнетённом состоянии они испытывают постоянное смятение, нетерпеливость, они всегда спешат, боятся опоздать, никак не могут довести до конца начатую работу. Тоскливое состояние сочетается у них с аффективным состоянием тревоги, порождающим поведение, сходное с маниакальным. У этих больных наблюдалось обычно, как и больных маниакальных с повышенной возбудимостью, резко выраженная недооценка времени.

Все эти отклонения непосредственного переживания длительности, как у маниакальных больных, так и обеих групп депрессивных, обнаруживают по патологическому материалу связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, и подтверждает выше отмеченное положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.[12].

На субъективную оценку длительности влияют и многие другие, не столь очевидные факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная - это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Также время, проведенное в движении, субъективно протекает значительно быстрее, чем время в покое. Даже повседневные наблюдения и житейский опыт доказывают этот факт: время летит, когда человек куда-то спешит, и неимоверно тянется, когда он вынужден ждать что-то, особенно оставаясь на одном месте.[17].

1.3 Восприятие времени и тип темперамента

Первую попытку соотнесения различных качеств человека с определенным типом предпринял древнегреческий медик Гиппократ, предложивший уже ставшую классической систему типов темперамента по преобладанию внутренних «жидкостей» организма.[10]. Гален в своих работах выделял девять типов, однако позднее придерживался уже описанных четырех. Кречмер положил в основу своей классификации иной принцип, а именно конституцию организма, однако также выделил именно четыре типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Между названными типами он описывал еще один, неопределенный, но в дальнейшем отказался от него вследствие слишком малой выраженности признаков.[14]. Шелдон, опираясь на конституциональные особенности людей, выделял висцеротонический, соматотонический, церебротонический и смешанный типы, частично соотносимые с предыдущим вариантом.

После классификации Гиппократа наиболее известной и используемой является классификация Павлова по свойствам нервной системы. Основных типов он выделял три: возбудимый, тормозимый и центральный. Последний, в свою очередь, разделялся на уравновешенный и неуравновешенный. Эти свойства соотносились с классической классификацией: сильный уравновешенный подвижный – сангвиник, сильный уравновешенный инертный – флегматик, сильный неуравновешенный – холерик, слабый – меланхолик. Айзенк, положив в основу две полярные пары свойств (экстраверсия-интроверсия, стабильность-нейротизм), выделил четыре соотносимых типа. Столько же выделял и Симонов, исследующий четыре гипотетические мозговые структуры – лобная кора, гипоталамус, гиппокамп, миндалина.

Просматривая выделенные классификации, можно выделить одну стойко повторяющуюся закономерность: независимо от признаков, положенных в основание выделения определенных типов, число их постоянно и равно четырем. Данная закономерность не может быть объяснена ни особенностями теории автора, ни его предпочтениями. И если во времена жизни Гиппократа число четыре считалось обладающим определенными магическими свойствами, то уже в классификации Кречмера это объяснение не срабатывает. При этом ни одному автору не удалось убедительно доказать или опровергнуть эту закономерность.

Стоит также обратить внимание еще на одну странность: все классификации располагают типы темперамента в линейной последовательности по выраженности или наличию некоторых свойств. В классической классификации эта последовательность имела следующий вид: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. По Кречмеру первыми идут пикники, за ними лептосоматики, атлетики, диспластики. Шелдон на одном краю помещает тучного эндоморфа, на другом – хрупкого и тонкого экзоморфа, а между ними стройного и крепкого мезоморфа.

Павлов сохранил линейное расположение типов темперамента, при этом на крайних полюсах находились неуравновешенный холерик и слабый меланхолик, а между ними – сильный уравновешенный инертный флегматик и сильный уравновешенный подвижный сангвиник.

Принципиально отличие от вышеперечисленных имела лишь классификация Айзенка, которая представляла собой круг, по оси абсцисс находилась шкала интраверсии-экставерсии, а по оси ординат – стабильность-нейротизм.

При сопоставлении рассмотренных классификаций возникает проблема соотнесения разных типов, а именно необходимость нарушения линейной последовательности некоторых из них, что существенно затрудняет доказуемость их правдивости. По имеющимся данным невозможно сделать вывод, какая классификация является наиболее приемлемой и по каким критериям ее обосновывать.

Также классификации Кречмера и Шелдона подвергались значительной критике за их неспособность точного определения связи между конституциональным строением организма и свойствами темперамента. Так как подобную критику сложно опровергнуть, можно считать ее вполне справедливой.

Классификации Гиппократа и Павлова, признанные наиболее верными и использующиеся наиболее часто, при всем своем сходстве, имеют различия в линейном расположении типов. Встает вопрос о значимости расположения типов в определенной последовательности. Если признать это существенным, то необходимо определить, какая из предложенных классификаций верна, что достаточно сложно сделать.

В исследованиях Цуканова сравнивались перечисленные классификации с выделенными авторов t-типами людей, основанными на определении индивидуальной субъективной единицы времени, лежащей в пределах 0,7-1,1 с. Экспериментальные данные показали, что вся последовательность t-типов (общее число которых 41) разделяется на четыре типологические группы, реально и объективно существующие в природе. Таким образом, можно сказать, что еще древние ученые смогли выделить из всего многообразия признаков такие, которые позволили выделить точное число групп, имеющих место в любой популяции людей.

Исходя из экспериментальных данных, выделяется пять чистых t-типов, имеющих интервал в 0,1 с (t1=0,7 c; t2=0,8 c; t3= 0,9 c; t4=1 c; t5= 1,1 c). Рассмотрим их по порядку.

Крайний t1-тип отличается высокой экстраверсией и стабильностью, а также почти вдвое большим возбуждением, чем торможением. Индивиды данного типа целеустремленны и агрессивны в своем поведении и приближаются к «чистому» холерическому типу.

Представители типа t2 характеризуются высокой интроверсией и нейротизмом, высоким уровнем и возбуждения, и торможения, которые уравновешивают друг друга. В поведении отличаются веселостью, жизнерадостностью, оптимистичны, очень подвижны. Они ближе всего к «чистым» сангвиникам.

У людей с t4-типом выражены интраверсия и высокий нейротизм, торможение вдвое преобладает над торможением. Они чувствительны, ранимы, со скрытой агрессивностью. Приближаются к «чистому» меланхолику.

Крайний тип t5 отличается интраверсией и стабильностью, высоким уровнем уравновешивающих друг друга торможения и возбуждения, а также вдвое сниженной подвижностью по сравнению со всеми вышеперечисленными типами. Эти индивиды спокойны, невозмутимы, продуктивно работают в привычной обстановке. Их можно считать «чистыми» флегматиками.

Таким образом, для определение выделенных типов использовалась терминология, предложенная Гиппократом, хотя и применялись описания и показатели Павлова и Айзенка.

Однако нерассмотренным остался еще один тип, располагающийся ровно посередине линейной последовательности типов. По всем показателям индивиды данного типа находятся на условном нуле, показатели возбуждения и торможения у них средние и уравновешенные. Основная отличительная их черта – осторожность без боязни. Данный тип был назван «равновесным».