Интровертам присущи – необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны. [18]
Проведение данной методики предоставляет нам результаты, помещённые в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2.Показатели шкалы «Интроверсии - экстраверсии» у юношей и девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов.
Интроверсия-Экстраверсия | ||||||||||||||||
сверх интроверт | интроверт | потенц. интроверт | амбиверт | потенц. экстраверт | экстраверт | сверх экстраверт | ||||||||||
Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | |||
музыканты | девушки | - | - | 9 | 5 | 9,6 | 25 | 12,4 | 50 | 16,5 | 10 | - | - | - | - | |
юноши | - | - | 3 | 5 | 8,37 | 40 | 12,8 | 35 | 16,6 | 15 | 20 | 5 | - | - | ||
Не музыканты | девушки | - | - | 4,6 | 15 | 8,6 | 15 | 12,75 | 20 | 17,12 | 40 | 20,5 | 10 | - | - | |
юноши | - | - | - | - | 8,6 | 15 | 12,7 | 20 | 16,6 | 55 | 20 | 10 | - | - |
Анализируя полученные данные, отметим, что показатели таких типов шкалы Интроверсия-Экстроверсия как сверх интроверт и сверх экстраверт не выявились ни в группе девушек, юношей музыкантов, ни в группе девушек, юношей не музыкантов.
Среди девушек музыкантов наибольшее количество выявлено амбивертов (50%), а среди юношей музыкантов – большинство потенциальных интровертов (40%). В группе не музыкантов большинство девушек и юношей относятся к категории потенциальных экстравертов (40%- девушек, 55% - юношей). Говоря о крайних показателях данной шкалы, заметим, что в группе музыкантов юношей и девушек показатель интроверсии выявлен, но в очень маленьких значениях (5%- среди юношей и девушек). В свою, очередь в группе не музыкантов этот показатель обнаружился только среди девушек, при этом в чуть большем значении, чем в группе музыкантов девушек и юношей (15%).
Однако экстраверсия была выявлена только среди юношей музыкантов (5%), и среди не музыкантов юношей (10%), и девушек (10%). Среди девушек музыкантов экстраверсия не выявилась вообще.
Таким образом, можно предполагать, что большинству девушкам музыкантам будут одновременно присущи черты экстраверсии и интроверсии, они будут направлены как на внешний мир объектов, так и на внутренний субъективный мир. Юношам музыкантам в большей степени будут присущи черты интроверсии. Их отличает склонность к социальной пассивности, меньшая общительность, по сравнению с экстравертами, осторожность, аккуратность, в какой-то степени педантичность.
Не музыканты юноши и девушки скорее будут склонны к общительности, к ориентации на мир объектов, они более инициативны, хорошо адаптируются в новых ситуациях, прямолинейны в суждениях, и т.д.
2.2.3 Исследование эмоциональной устойчивости юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
Для исследования эмоциональной устойчивости юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей использовался тест-опросник Г. Айзенка EPI, который описывался выше. Обрабатывались данные таким же образом, используя ключ шкалы «Нейротизм».
Далее, в соответствии с численным показателем можно определить тип эмоциональной устойчивости (шкала нейротизм).
0-2балла - сверх конкордант
3-6 балла – конкордант
7-10 балла – потенциальный конкордант
11-14 балла – нормостеник
15-18 балла – потенциальный дискордант
19-22 балла – дискордант
23-24 балла – сверх дискордант
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Эмоционально устойчивые (стабильные)- люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству. Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.
Следует отметить, что используя данные шкалы « Экстраверсия», и шкалы « Нейротизм» можно определить тип темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Каждому типу темперамента соответствует определённый набор показателей шкалы «Экстраверсия», «Нейротизм». [18]
Проведя данную методику, нами были получены следующие результаты, которые наглядно представлены в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3. Показатели шкалы «Нейротизм» у юношей и девушек музыкантов юношей и девушек не музыкантов
Нейротизм | ||||||||||||||||
сверх конкордант | конкордант | потенц. конкордант | нормостеник | потенц. дискордант | дискордант | сверх дискордант | ||||||||||
Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | |||
музыканты | девушки | - | - | - | - | 9,5 | 10 | 12,6 | 40 | 15,4 | 25 | 20,4 | 25 | - | - | |
юноши | - | - | 6 | 5 | 9,6 | 25 | 12,3 | 40 | 17,2 | 25 | 19 | 5 | - | - | ||
Не музыканты | девушки | - | - | 6 | 5 | 7,6 | 15 | 11,8 | 45 | 16,5 | 20 | 20 | 15 | - | - | |
юноши | - | - | 5 | 20 | 8,85 | 35 | 9 | 20 | 16,5 | 20 | 20 | 5 | - | - |
Анализируя полученные данные, можно сказать, что в группе музыкантов юношей и девушек большинство испытуемых (40% как юношей, так и девушек) имеют нормальную эмоциональную устойчивость. Их отличает спокойное отношение к внешним воздействиям, не склонностью к беспокойству. Однако среди девушек музыкантов можно встретить и менее эмоционально устойчивых испытуемых (25% - потенциальный дискордант, и 25% - дискордант), которые характеризуются чувствительностью, эмоциональностью, склонностью болезненно переживать неудачи. Среди юношей музыкантов так же можно встретить менее эмоционально устойчивых испытуемых (25% - потенциальный дискордант). Но в этой группе испытуемых всё-таки большая часть относится к эмоционально устойчивому типу людей.
Полученные данные в группе не музыкантов юношей и девушек имеют некое сходство с полученными данными в группе музыкантов юношей и девушек. Так, большинство юношей и девушек эмоционально устойчивые люди, хотя среди них встречаются испытуемые с меньшей эмоциональной устойчивостью. Однако при сравнении девушек и юношей не музыкантов можно сказать, что больший процент относится по эмоциональной устойчивости к юношам.
Таким образом, среди девушек музыкантов можно встретить как эмоционально устойчивых (40% - нормостеник, 10% - потенциальный конкордант), так и менее эмоционально устойчивых испытуемых(25-дискордант, 25% - потенциальный дискордант). Среди юношей музыкантов большинство относится к эмоционально устойчивому типу (5%-конкордант, 25% - потенциальный конкордант, 40% - нормостеник).
Юноши и девушки не музыканты весьма эмоционально устойчивые, Хотя, среди юношей эмоциональная устойчивость встречается чаще (20% - нормостеник, 35% - потенциальный конкордант, 20% - конкордант), чем у девушек (45% - нормостеник, 15% - потенциальный конкордант, 5% - конкордант).
2.2.4 Исследование дифференциальных эмоций юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
В данной области исследования применялась методика К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций». [16]
Испытуемому предлагались понятия, которые по 4-бальной шкале необходимо было оценить, в соответствии с тем, в какой степени каждое понятие описывает самочувствие в данный момент. Предлагаемые значения цифр: 1- совсем не подходит; 2- пожалуй, верно; 3- верно; 4- совершенно верно.
Обрабатываются данные при помощи ключа, путём подсчёта суммы баллов. Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции следующего типа: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Исследование при помощи данной методики предоставляет нам результаты, помещённые в таблицу 2.2.4.
Таблица 2.2.4.Показатели эмоций у юношей и девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов
Музыканты | Не музыканты | ||||
девушки | юноши | девушки | юноши | ||
интерес | Числовой показатель домин.эмоции | 12 | 14 | 12 | 15 |
Среднее значение | 7,1 | 7,85 | 6,85 | 8,55 | |
% | 60 | 70 | 60 | 75 | |
радость | Числовой показательдомин.эмоции | 14 | 12 | 15 | 16 |
Среднее значение | 6,2 | 8 | 6,75 | 8,95 | |
% | 70 | 60 | 75 | 80 | |
удивление | Числовой показатель домин.эмоции | 3 | 4 | 4 | 1 |
Среднее значение | 4,2 | 4,75 | 4,45 | 5 | |
% | 15 | 20 | 20 | 5 | |
горе | Числовой показатель домин.эмоции | 3 | 3 | 7 | 0 |
Среднее значение | 4,45 | 4,45 | 5 | 3,9 | |
% | 15 | 15 | 35 | - | |
гнев | Числовой показатель домин.эмоции | 0 | 1 | 1 | 2 |
Среднее значение | 3,4 | 4,4 | 3,95 | 4,45 | |
% | - | 5 | 5 | 10 | |
отвращение | Числовой показатель домин.эмоции | 1 | 0 | 1 | 0 |
Среднее значение | 3,6 | 3,4 | 3,8 | 3,6 | |
% | 5 | - | 5 | - | |
презрение | Числовой показатель домин.эмоции | 0 | 0 | 0 | 0 |
Среднее значение | 3,35 | 4,05 | 3,35 | 4,4 | |
% | - | - | - | - | |
страх | Числовой показатель домин.эмоции | 0 | 0 | 1 | 3 |
Среднее значение | 3,3 | 3,5 | 3,5 | 4,2 | |
% | - | - | 5 | 15 | |
стыд | Числовой показательдомин.эмоции | 2 | 2 | 2 | 1 |
Среднее значение | 4,15 | 4,7 | 4,1 | 4,05 | |
% | 10 | 10 | 10 | 5 | |
вина | Числовой показательдомин.эмоции | 6 | 0 | 2 | 2 |
Среднее значение | 5 | 4,45 | 4,55 | 4,85 | |
% | 30 | - | 10 | 10 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера ярче выражена у девочек не музыкантов, так как в данной группе не проявилась только одна эмоция, такая как «Презрение». В свою очередь, в группе девочек музыкантов не проявлены три эмоции, а именно «Гнев», «Презрение», «Страх». Отметим следующее: преобладающими эмоциями, доминирующими в двух группах (музыканты девушки и юноши; и не музыканты девушки и юноши) являются «Интерес» и «Радость». Так, эмоция «Интерес» проявился у 60% испытуемых в двух группах, а эмоция «Радость» у 75% испытуемых в группе девочек не музыкантов, и 70% испытуемых в группе девочек музыкантов. Однако самые высокие показатели значений принадлежат группе юношей не музыкантов. Как видно из полученных данных эмоция «Радость» является первостепенной и распространенной эмоцией в обеих группах.