Так, можно сказать, что и девушки и юноши музыканты и девушки и юноши не музыканты в стрессовой ситуации могут регулировать свои эмоции, а их поведение будет отличаться сдержанностью.
2.2.7 Исследование депрессии и её типов юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
Определение уровня депрессии происходило путём применения методики В.А. Жмурова « Дифференциальная диагностика депрессивных состояний». Она состоит из 40 утверждений, в каждом из которых имеется 3 варианта. Испытуемому предлагалось после прочтения выбрать подходящий вариант ответа. Каждому варианту ответа соответствовал определённый балл. После, необходимо было подсчитать сумму набранных баллов, и тем самым определить уровень депрессивного состояния.
1-9 баллов – депрессия отсутствует, либо незначительна
10-24 баллов - депрессия минимальна
25-44 баллов - легкая депрессия
45-67 баллов - умеренная депрессия
68-87 баллов - выраженная депрессия
88 и более - глубокая депрессия. [18]
Проведя данную методику, нами были получены следующие результаты, которые наглядно представлены в таблице 2.2.7.
Таблица 2.2.7.Показатели депрессии, у юношей и девушек музыкантов юношей и девушек не музыкантов
Депрессия | |||||||||||||
тип депрессии | отсутствует | минимальная | лёгкая | умеренная | выраженная | глубокая | |||||||
группы | пол | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % |
музыканты | девушки | 5 | 5 | 17,6 | 30 | 35 | 50 | 60 | 15 | - | - | - | - |
юноши | 7 | 10 | 18 | 50 | 33,2 | 35 | 59 | 5 | - | - | - | - | |
не музыканты | девушки | 4,8 | 25 | 18,2 | 35 | 33 | 30 | 54,2 | 10 | - | - | - | - |
юноши | 4 | 15 | 18,6 | 55 | 31,8 | 25 | 45 | 5 | - | - | - | - |
Рассматривая полученные результаты, отметим следующее: у девушек музыкантов депрессия отсутствует только у 5% из 100% опрашиваемых, у юношей музыкантов – у 10% испытуемых. Наиболее ярко выражена лёгкая форма депрессии, которая представлена 50% испытуемых среди девушек музыкантов. Среди юношей музыкантов большинство относится к минимальной форме депрессии. В свою очередь лёгкая депрессия в группе девушек не музыкантов представлена 30% испытуемых, а её отсутствие выражено у 25% испытуемых, что в 5 раз превышает полученный результат по группе девочек музыкантов. При этом, если в группе девочек музыкантов преобладает лёгкая форма депрессии, то в группе девушек и юношей не музыкантов преобладает минимальная форма депрессии, причём показатели данной формы депрессии приблизительно ровные. Самое минимальное процентное отнесение по двум группам относится к умеренной форме депрессии. Так же в обеих группах не выявилась ни выраженная форма депрессии, ни глубокая форма депрессии.
Таким образом, девушки музыканты более подвержены депрессивному состоянию, которое выражается в лёгкой форме, а девочки не музыканты как могут не быть подвержены депрессии, так и могут переживать депрессию, но на более минимальном уровне, так же как и юноши, музыканты и не музыканты.
2.2.8 Исследование гендерных ролей юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей.
Для выявления гендерной роли использовалась методика «Маскулинность—фемининность» С. Бем.
Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Методика содержит 60 утверждений (характеристика личности). Испытуемому необходимо указать, насколько правильно каждая из характеристик описывает его, используя следующую шкалу: 1-всегда или почти неверно; 2- обычно неверно; 3-верно очень редко; 4-иногда верно; 5-часто верно; 6-обычно верно; 7- всегда или почти всегда верно. Далее подсчитывается сумма баллов в соответствии с ключом, тем самым, определяя показатель феминности и маскулинности. Просчитывая медиану в каждой группе, предоставляется возможность установить высокие и низкие показатели. Близкие к медиане или превышающие её, считаются «высокими»; показатели, меньшие чем медиана, считаются «низкими». Испытуемые с высоким показателем маскулинности и низким показателем фемининности относятся к маскулинному типу (МП); сочетание низкой маскулинности и высокой фемининности характерно для феминного полового типа (ФП); высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высокого уровня андрогинии (ВА); а низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии (НА).
Проведённое исследование денной методики предоставляет данные, которые помещены в таблицу 2.2.8.
Таблица 2.2.8.Показатели гендерной роли у юношей и девушек музыкантов юношей и девушек не музыкантов
Гендерные роли | |||||||||||||
тип гендерной роли | ВА | НА | МП | ФП | |||||||||
группы | пол | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | Средние значения | % | ||||
Ф | М | Ф | М | Ф | М | Ф | М | ||||||
музыканты | девушки | 114,1 | 106,2 | 35 | 91,6 | 74,3 | 15 | 87,2 | 104,2 | 20 | 117,3 | 82,1 | 30 |
юноши | 103,9 | 104,3 | 50 | 78 | 78,5 | 20 | 87,6 | 94,6 | 25 | 108 | 89 | 5 | |
не музыканты | девушки | 104,8 | 104,3 | 40 | 84,1 | 67,5 | 30 | 88,5 | 96 | 10 | 101,7 | 70,7 | 20 |
юноши | 95,5 | 119 | 30 | 70,7 | 91,7 | 20 | 67,6 | 133 | 25 | 104,4 | 101,8 | 25 |
Анализируя полученные данные, можно заметить, что чётких и ярко выраженных гендерных ролей не выявилось. Числовые показатели, а следовательно и процент встречаемости какой-либо гендерной роли среди всех испытуемых весьма разбросан.
Однако, среди девушек музыкантов с небольшим перевесом, преобладающее число испытуемых относится к высоко андрогинному типу(35% испытуемых), а меньшинство – к не дифференцированной гендерной роли(15% испытуемых). Среди юношей музыкантов – большинство имеют андрогинный тип гендерной роли(50% испытуемых), а меньшинство - феминный тип гендерной роли(5% испытуемых). В свою очередь, не музыканты девушки: большинство имеют высоко андрогинный тип гендерной роли (40%
испытуемых), меньшинство - маскулинный тип (10% испытуемых). Большинство юношей не музыкантов имеют высоко андрогинный тип гендерной роли (30% испытуемых), а меньшинство – не дифференцированный тип (20% испытуемых).
При этом, вычислив средние значения отметим, что высоко андрогинные девушки музыканты имеют более высокие значения показателя феминности, маскулинности, чем девушки не музыканты. Высоко андрогинные юноши музыканты имеют высокие значения по показателю феминности и более низкие по показателю маскулинности в сравнении с высоко андрогинными юношами не музыкантами. Значения маскулинных девушек музыкантов и девушек не музыкантов по показателю феминности почти одинаковые, однако, по показателю маскулинности – большие значения обнаруживаются у девушек музыкантов. В свою очередь, среди юношей музыкантов большие значения относятся к показателю фемининности, а меньшие – к показателю маскулинности, в сравнении с маскулинными юношами не музыкантами. Анализируя группу феминных девушек музыкантов и не музыкантов, отметим, что большие значения по показателям феминности и маскулинности относятся к девушкам музыкантам. А в группе феминных юношей музыкантов и не музыкантов большие значения относятся к показателю феминности у юношей музыкантов, а меньший – к показателю маскулинности в сравнении с юношами не музыкантами.
Таким образом, девушки, юноши музыканты и девушки, юноши не музыканты имеют высоко андрогинный тип гендерной роли.
Проведя исследование методом тестирования, отметим некоторые особенности: музыканты девушки и юноши имеют адекватный уровень самооценки, причём ожидают к себе нормального отношения. Однако девушки музыканты других оценивают выше себя, чего не скажешь о юношах музыкантов, которые других оценивают ниже себя. Они же, юноши музыканты, являются потенциальными интровертами, направленными на внутренний, субъективный мир. Несмотря на это их доминирующими эмоциями являются интерес и радость, а не свойственными эмоциями – страх и отвращение. Что касается эмоциональной устойчивости, то среди юношей музыкантов можно встретить как более эмоционально устойчивых людей, так и менее эмоционально устойчивых людей. Они минимально подвергают себе к депрессивным состояниям, а так же к стрессовым ситуациям, хотя их специальность на прямую связана со стрессовой ситуацией. Юноши музыканты имеют маскулинный тип гендерной роли. Возвращаясь к девушкам музыкантам, отметим, что они являются амбивертами, направляя себя как на внутренний мир, так и на внешний мир, причём в эмоциональным плане у них доминирует, как и у юношей музыкантов, интерес и радость. Однако их отличает некая эмоциональная неустойчивость, они высоко тревожно в личностном плане, как юноши музыканты, имеют лёгкую форму депрессии. Среди девушек музыкантов чаще можно встретить с высокой андрогинным типом гендерной роли.