Не музыканты: девушки могут иметь как завышенную самооценку, так и среднюю, причем ожидают к себе заниженного оценивания. А юноши себя оценивают высоко, но ожидают к себе нормального оценивания, так же как и оценивают других людей. Юноши и девушки являются потенциальными экстравертами, их доминирующими эмоциями являются радость и интерес, однако юноши эмоционально устойчивей девушек. Девушки и юноши имеют минимальный уровень депрессии, а так же их отличает наличие высоко андрогинного типа гендерной роли.
Как видно, первичные показатели указывают на схожесть, относительно доминирующих эмоций. Сразу хочется отметить, что-то, что доминирующими эмоциями у музыкантов и не музыкантов являются интерес и радость, может быть связана с возрастными особенностями. От 18 до 22 лет юношеский период, когда, не ведая горя, отвращения, страха, может казаться что всё вокруг для тебя, и может по этому у человека преобладает чувство радости и интереса к окружающему миру, который только раскрывается перед ним во всех своих красках. И, наконец, на чёткие различия между музыкантами и не музыкантами как юношей, так и девушек. Это касается некоторых форм самооценки, интро–экстроверсии, личностной тревожности, и т.д.
Для более глубокого анализа используем следующие математические методы:
Для определения различий между двумя группами использовался математический метод Манна-Уитни, заданием которого является по одному признаку определить существование превосходства одной группы (А) над другой группой (В).[19]
Для определения корреляционной связи между двумя выборками использовали метод линейной корреляции Пирсона, задание которой является определение взаимосвязи значений одного признака со значениями другого признака внутри группы.[13]
2.3 Сравнительный анализ гендерных ролей и личностных особенностей музыкантов и не музыкантов.
Для сравнительного анализа гендерных ролей и личностных особенностей музыкантов и не музыкантов мы использовали математический метод Манна-Уитни. При этом выявленные гендерные роли как среди музыкантов юношей и девушек, так и среди не музыкантов юношей и девушек позволяют нам образовать следующие пары групп испытуемых:
1. музыканты юноши и девушки и не музыканты юноши и девушки;
2. девушки музыканты и девушки не музыканты;
3. юноши музыканты и юноши не музыканты;
4. феминные девушки музыканты и феминные девушки не музыканты;
5. маскулинные девушки музыканты и маскулинные девушки не музыканты;
6. феминные юноши музыканты и феминные юноши не музыканты;
7. маскулинные юноши музыканты и маскулинные юноши не музыканты;
8. не дифференцированной гендерной роли девушки музыканты/не музыканты;
9. не дифференцированной гендерной роли юноши музыканты/не музыканты;
10.высоко андрогинные девушки музыканты/не музыканты;
11.высоко андрогинные юноши музыканты/не музыканты.
Сравнительный анализ музыкантов юношей и девушек и не музыкантов юношей и девушек предоставляет следующие результаты, занесенные в таблицу 2.3.1.
Таблица 2.3.1.Показатели личностных особенностей у девушек и юношей музыкантов и не музыкантов
Девушки и юноши музыканты и Девушки и юноши не музыканты | ||||
U эмп. | Уровень значимости | U крит. | ||
Депрессия | 988 | − | Uкр0,05=628 Uкр 0,01=534 | |
Стресс | 624 | 0,05 | ||
Шкала эмоций | Интерес | 749 | − | |
Радость | 684,5 | − | ||
Удивление | 676,5 | − | ||
Горе | 726 | − | ||
Гнев | 712 | − | ||
Отвращение | 795 | − | ||
Презрение | 793,5 | − | ||
Страх | 655 | − | ||
Стыд | 708 | − | ||
Вина | 793,5 | − | ||
Самооценка | Р1 | 679 | − | |
Р2 | 653 | − | ||
Р3 | 770 | − | ||
Айзенк | Интро-экстроверсия | 472,5 | 0,01 | |
Нейротизм | 583,5 | 0,05 | ||
Тревожность | Ситуативная | 624 | 0,05 | |
Личностная | 641 | − | ||
Феминность | 566 | 0,05 | ||
Маскулинность | 719,5 | − |
Анализируя полученные данные таблицы 2.3.1., можно сказать следующее: между девушками и юношами музыкантами, и девушками и юношами не музыкантами выявляются некоторые особенности различий. Эти различия касаются показателей: стресса, т.к. Uэм.=624<Uкр.0,05; интро-экстраверсии, т.к. Uэм.=472<Uкр.0,01; нейротизма, т.к. Uэм.=583,5<Uкр.0,05; ситуативной тревожности, т.к. Uэм.=624<Uкр.0,05; и показателя фемининности, т.к. Uэм.=566<Uкр.0,05.
Стоит отметить, что у всех показателей, кроме интроверсии, порог значимости невелик, потому как значения Uэм. входят в зону малой значимости:
зона значимости 0,01 зона неопределенности 0,05 зона не значимости 472,5 534 566 583,5 624 628U эм.
Что касается остальных показателей: депрессии, шкалы эмоций, самооценки, личностной тревожности и маскулинности, то различия между рассматриваемыми группами не выявились.
Таким образом, стоит предполагать, что девушки и юноши не музыканты более склонны находится в состоянии стресса разнообразного характера, а следовательно их поведение будет отличаться переутомлённостью, вялостью, возможно не умение контролировать возникающие эмоции. При этом девушки и юноши не музыканты отличаются от девушек и юношей музыкантов высокой степенью общительности, направленностью на внешний мир, на других людей, в то время как девушки и юноши музыканты склонны, в большей степени, к самоанализу, уделять особое внимание своим эмоциям, переживаниям и т. д.
Что касается эмоциональной устойчивости, то отметим, что более эмоционально устойчивы девушки и юноши не музыканты, а следовательно менее - девушка и юноши музыканты. При этом, несмотря на то, что девушки и юноши музыканты более стрессоустойчивы, им, в сравнении с девушками и юношами не музыкантами, присуще испытывать тревожность как эмоциональное состояние, которое непосредственно связано и возникает в результате внешних каких-либо ситуациях.
Как видно из таблицы 2.3.1 различия, хотя и с небольшим порогом значимости, выявились и в области гендерной роли, а именно фемининности. Так, можно предполагать, что девушки и юноши музыканты более женственны, их отличает мягкость, гибкость, как особенность личности.
Сравнительный анализ девушекмузыкантов и девушек не музыкантов предоставляет нам следующие данные, которые занесены в таблицу 2.3.2.
Таблица 2.3.2.Показатели личностных особенностей у девушек музыкантов и девушек не музыкантов
Девушки музыканты и Девушки не музыканты | ||||
U эмп. | Уровень значимости | U крит. | ||
Депрессия | 133,5 | 0,05 | Uкр0,05=138 Uкр 0,01=114 | |
Стресс | 173 | − | ||
Шкала эмоций | Интерес | 196 | − | |
Радость | 172,5 | − | ||
Удивление | 170,5 | − | ||
Горе | 198 | − | ||
Гнев | 161 | − | ||
Отвращение | 193,5 | − | ||
Презрение | 184,5 | − | ||
Страх | 179,5 | − | ||
Стыд | 180,5 | − | ||
Вина | 186,5 | − | ||
Самооценка | Р1 | 192 | − | |
Р2 | 113 | 0,01 | ||
Р3 | 154 | − | ||
Айзенк | Интро-экстроверсия | 138 | 0,05 | |
Нейротизм | 151 | − | ||
Тревожность | Ситуативная | 142 | − | |
Личностная | 192,5 | − | ||
Феминность | 129,5 | 0,05 | ||
Маскулинность | 146 | − |
Анализируя полученные данные таблицы 2.3.2 заметим, что выявлены некоторые различия с разным порогом значимости. Так показатель шкалы ожидаемой оценки имеет значения различия, так как U эм. = 113 ≤ U кр. 0,01.
Различия с меньшим порогом значимости выявились относительно депрессии, так как U эм. = 133,5 ≤ U кр. 0,05; интро-экстроверсия, так как U эм. = 138 ≤ U кр. 0,05 и фемининности, так как U эм. = 129,5 ≤ U кр. 0,05.
Таким образом, девушки музыканты более женственны, подвержены к частым депрессиям, при этом они интроверты, т.е. направлены на внутренний мир. В свою очередь девушки не музыканты отличаются высокой общительностью, они ожидают к себе внимания, большего оценивания.