Министерство науки и образования Украины
Харьковский Национальный Университет
им. В.Н. Каразина
Дипломная работа
на тему:
«Особенности гендерных ролей музыкантов»
Харьков 2007
Содержание
Введение
1.Изучение в психологии гендерных ролей и личности музыканта
1.1 Изучение маскулинности, фемининности и андрогиности
1.2 Представление об особенностях личности музыканта и его деятельности.
2.Экспериментальное исследование гендерных ролей и особенностей личности музыканта / не музыканта
2.1 Выборка испытуемых и их характеристика
2.2 Общая характеристика методов исследования
2.2.1 Исследование самооценки юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
2.2.2Исследование интроверсии-экстраверсии юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей.
2.2.3Исследование эмоциональной устойчивости юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей.
2.2.4Исследование дифференциальных эмоций юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей.
2.2.5Исследование тревожности и её видов юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
2.2.6 Исследование стресса юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
2.2.7 Исследование депрессии и её типов юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
2.2.8Исследование гендерных ролей юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
2.3Сравнительный анализ гендерных ролей и личностных особенностей музыкантов и не музыкантов
2.4Исследование взаимосвязи гендерных ролей юношей и девушек музыкантов и не музыкантов с их личностными характеристиками.
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Не смотря на то, что гендерная психология оформилась как наука не так давно, вопрос о гендерных ролях и различиях мужчин и женщин интересовал издавна. Так, Платон использовал миф об андрогинах (от греч. Andros – мужчина и gyne или gynaikos – женщина) – существах, обладавших свойствами женщин и мужчин. Миф повествует о том, что Зевс прогневался на людей за их смелость и за их не послушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины - это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Аристотель рассматривал различия норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим - это проблемы которые и сейчас актуальны.
В эпоху Возрождения Томас Мор в своей «Золотой книге» описал идеальное государство, в котором занятие мужчин и женщин не различаются. Также о мужчинах и женщинах говорит Томмазо Кампанелла, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и многие другие философы мыслители и психологи.
Предметом гендерных исследований становятся существующие в данном обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами,а точнее — представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах. Эти представления получили обозначение «маскулинности» и «феминности», иногда можно встретить термин «фемининность» («женственность»). Причем гендерные исследования могут рассматривать эти черты и нейтрально-объективистски — как факт общественного сознания (это предмет социологических исследований), и политически позитивно — как демократическую тенденцию (например, когда речь идет о толерантном отношении к сексуальным меньшинствам), и критически (например, когда речь идет о манипулировании традиционными представлениями о маскулинности и феминности в рекламе потребительских товаров).
Гендерные исследования занимаются, таким образом, определенными стереотипами восприятия людей и межличностных отношений, стереотипами формирования собственной экспрессивной модели поведения и оценки, стереотипами конструирования идеала — с точки зрения принадлежности к определенному полу. [4]
Актуальность:
Проделанные раннее исследования в области гендерной психологии позволяют нам различать мужчину и женщину не только с точки зрения пола, но и сточки зрения их отличительных черт, которые представляют собой маскулинность и фемининность. Эти отличительные черты нашли своё место и в наши дни, причём имеют достаточную популярность.
Так же в настоящее время в быту, среди народных масс, часто слышится фраза «творческая личность», которая может закрепиться за неким человеком. Она может относиться как к людям, занимающимся определённым видом искусства, к людям, чья профессия далека от искусства, так и к людям, которые отдают всё своё время семье, детям. А, что на самом деле представляет человек, занимающийся определённым видом искусства, который отдаёт всё своё время оттачиванию собственного мастерства, в данном случае люди занимающиеся музыкой? Существуют ли различия между людьми музыкальных и не музыкальных специальностей и в чём их особенность? Какие особенности гендерной роли имеют музыканты и не музыканты? В этих и других вопросах мы и попытаемся разобраться.
Объект исследования: гендерные роли музыкантов.
Предмет исследования: особенности гендерных ролей студентов музыкальных и немузыкальных специальностей.
Цель: изучить особенности взаимосвязи гендерных ролей с характеристиками личности студентов музыкантов и не музыкантов.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы о гендерных ролях, о личности музыканта и его деятельности.
2. Подобрать методы исследования.
3. Определить личностные особенности юношей и девушек музыкантов и не музыкантов.
4. Выявить гендерные роли юношей и девушек музыкантов и не музыкантов.
5. Сделать сравнительный анализ полученных данных.
6. Определить взаимосвязь гендерных ролей юношей и девушек музыкантов и не музыкантов с выявленными особенностями личности.
Для проведения исследования использовались методики:
1. Методика «Маскулинность – фемининность» С. Бэм.
2. Методика «Изучение самооценки, ожидаемой оценки и оценки другого человека» Будасси.
3. Методика «Дифференциальная шкала эмоций» К. Изарда.
4. Методика «Диагностика состояния стресса» адаптированная Прохоровым А.О.
5. Тест-опросник ЕРIГ.Айзенка
6. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В.А. Жмурова.
7. Опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»
Выборка испытуемых:
В исследовании принимало участие 80 человек, из них 40 юношей и 40 девушек, причем каждая группа юношей и девушек представляла равное количество студентов музыкальных и не музыкальных специальностей, возрастом от 18 до 22 лет.
1. Изучение в психологии гендерных ролей о личности музыканта
1.1Представление о маскулинности, фемининности и андрогинности
Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus— мужской ufemininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения — мужскую или женскую — выражает данный конкретный стереотип.
Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.
В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин — фемининность.
Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские», и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. [20] Некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, которые кажутся им слишком общими и вводящими в заблуждение.
Как отмечает В.Е. Каган, не все в человеке может быть описано альтернативой «мужское» или «женское». Например, мужские и женские половые гормоны продуцируют как мужской, так и женский организмы, а гормональная маскулинность или фемининность определяется по преобладанию тех или других. По данным Дж. Мани, у мужчин уровень женских гормонов варьирует в больших диапазонах: эстрогенов — от 2% до 30% того, что имеется в женском организме, а прогестерона — от 6% до 100%. У женщин уровень андрогенов (мужские половые гормоны) составляет по сравнению с уровнем у мужчин 6%. Головной мозг несет в себе возможности программирования поведения и по мужскому, и по женскому типу. Поэтому максулинность-фемининность описывают как модель в виде сообщающегося сосуда, и «свой» сосуд должен быть заполнен больше, чем «чужой». Это соответствует представлениям Г. Гейсмана, написавшего около века назад книгу «Психология женщины»: различия в мужской и женской психологии являются различиями не по ценности и не по качеству, а лишь по степени статистической значимости. Правда, это не помешало ему выделить 6 основных отличительных черт психологии типичной «средней» женщины: эмоциональность; богатая фантазия; конкретность мышления с преобладанием ассоциаций по смежности; протекание мыслительного процесса преимущественно в подсознательной сфере; гармоничность и целостность психики; нравственная чистота, альтруизм, высокоразвитое чувство долга.