Смекни!
smekni.com

Особенности межличностных отношений волейболисток (стр. 10 из 13)

Личностно – групповое общение осуществляется учителями физической культуры на уроке в два раза чаще, чем межличностное, причём эффективность первого несколько выше, чем второго. Первое чаще используется с целями обучения, второе – с воспитательными целями (Д.А. Мишутин).

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.

Деловое общение учителя с учащимися происходит на занятиях в школе, во время внеклассной и внешкольной спортивно – массовой работы с детьми.

Это общение характеризуется соподчинённостью или соотнесением, в зависимости от социального статуса и роли общающихся. Например, общение между учителем физической культуры, с одной стороны, и классом или спортивной командой, с другой стороны, носит характер соподчинения: младшие подчиняются старшему. В тоже время учащиеся, находящиеся в одной спортивной команде и имеющие одинаковый социальный статус, имеют между собой соотнесённое общение, основанное на равенстве прав и обязанностей.

Деловое общение может быть необходимым, так как без межличностных контактов осуществление совместной деятельности может оказаться невозможным: желательным, так как межличностные контакты могут способствовать более успешному осуществлению педагогической деятельности, в частности воспитанию учащихся; нейтральным, когда межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению педагогических задач; нежелательным, когда общение между определёнными лицами затрудняет достижение поставленной учителем цели. Поэтому не всякое общение является средством педагогического воспитания.

Неделовое общение, как правило, характеризует межличностное общение учащихся в свободное от учебной деятельности время, общение между учителем и учащимися при проведении досуга. Этот вид общения отражает характер интимных отношений между общающимися: знакомство, дружбу, привязанность, любовь. В связи с этим и выражаться это общение может по-разному.

Общение может быть кратковременным и длительным.

При кратковременном общении создаётся первое впечатление друг о друге. Поэтому законы социальной перцепции – восприятия людьми друг друга – здесь играют большую роль. Первое впечатление о человеке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может, как облегчить, так и затруднить на начальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным.

Длительное общение даёт возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаимопониманию, но в то же время и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах: спортивных, находящихся длительное время на сборах;).

Выделяют и другие виды общения: социально ориентированное, групповое (общение между членами спортивной команды во время игры); личностно ориентированное [15].

Характеризуя современное состояние психологии спорта и её прикладной потенциал, можно констатировать, что интерес к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля, занимающихся подготовкой спортсменов, богатый и разнообразный материал, накопленный спортивными психологами, создают благоприятную почву для развития прикладной психологии спорта, для создания практической психологической службы. Но, несмотря на наличие благоприятных предпосылок, психологическая служба даже на уровне сборных команд развита недостаточно.

Именно специальная теория спортивной деятельности позволила бы сформировать целостное системное представление о психологических предпосылках высокого профессионализма в спорте и средствах его достижения.

К такому убеждению приводит анализ возможностей, которые содержит концепция системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова с точки зрения психологического обеспечения высокого профессионализма в трудовой деятельности.

Для того чтобы последовательно рассмотреть направления исследования спортивной деятельности в психологии спорта, целесообразно обратиться к классификации психологических теорий деятельности, сделанной Г.В. Суходольским. Помимо общепсихологических концепций деятельности Г.В. Суходольский выделяет концепции, имеющие прикладную направленность. К ним он относит профессиографические и психолого-педагогические концепции деятельности.

Профессиографическое направление Г.В. Суходольский подразделяет на:

– профессиоведческое, состоящее в комплексном изучении профессий с экономической, социальной, психологической и других сторон;

– психографическое, ориентированное на психологическое обеспечение профессиональной успешности работника. Основным содержанием деятельности психографического направления является анализ психограмм определённого вида профессиональной деятельности, представляющих собой достаточно полное описание профессионально важных свойств человека как субъекта труда.

Если исходить из классификации Г.В. Суходольского, то в психологических исследованиях спортивной деятельности можно выделить, во-первых, общетеоретический её анализ и, во-вторых, профессиографические описания, психограммы отдельных видов спорта.

К теоретическому анализу спортивной деятельности, основанному на общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), обращались в своих работах А.Ц. Пуни, В.А. Демин, А.В. Родионов, О.В. Дашкевич, Т.Т. Джамгаров. Значительное число исследований посвящено психографическому анализу различных видов спорта [7, 16].

В работах, посвящённых психологической характеристике отдельных видов спорта, проявилась не разработанность психологической теории спортивной деятельности, вследствие которой оказалось сложным соответствие свойств психики с теми или иными структурными единицами спортивной деятельности. Не меньшие трудности возникают при анализе соотношения требований к психике различных компонентов спортивной деятельности. Именно поэтому, по справедливому замечанию Э. Герон, психологические характеристики отдельных видов спорта отличаются описательным характером, скорее суммированием, чем обобщением результатов исследований, касающихся специфики требований к психике конкретного вида спорта, что не позволяет построить на основе такого описания систему психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Многие спортивные психологи отмечают такую особенность развития исследований спортивной деятельности, как относительно независимое рассмотрение её особенностей и особенностей личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Рассмотрение особенностей спортивной деятельности независимо от субъекта А.Ц. Пуни расценивал как теоретически неправомерное явление, так как процесс любой деятельности не может осуществляться без человека, без личности и неконструктивен в прикладном плане. Как альтернативу изучению спортивной деятельности независимо от её субъекта А.Ц. Пуни рассматривает изучение деятельной личности, т.е. «человека действующего, понимающего, мыслящего, творящего, общающегося, переживающего, преобразующего действительность самого себя».

Таким образом, А.Ц. Пуни приходит к заключению о необходимости переориентации исследований в психологии спорта на изучение деятельной личности спортсмена.

Значительное число исследований посвящено мотивации спортивной деятельности (4, 11, 12, 27). В них установлено наличие оптимума силы мотивации, наиболее благоприятствующего высокой результативности деятельности, величина которого зависит от индивидуальности спортсменов и сложности, решаемых ими задач; более позитивное влияние на эффективность работы по совершенствованию спортивного мастерства, внутренней мотивации по сравнению с внешней.

Показано, что успешной деятельности спортсменов является оптимальное соотношение у них стремления к успеху и желания избежать неудачи, так как ориентация исключительно на успех снижает устойчивость к неизбежным в спорте неудачам, а доминирование стремления избежать неудачи провоцирует защитные стратегии поведения, препятствующие самореализации спортсменов.

Многолетние исследования психологических предпосылок достижений высококвалифицированных спортсменов дают возможность очертить основные контуры личностно-деятельностной концепции самореализации личности в спорте.

Её основные черты:

1) осознание невозможности подготовки профессионала высокого класса посредством решения частных задач совершенствования отдельных сторон спортивной деятельности;

2) ориентация на психологически ориентированное проектирование деятельности;

3) рассмотрение в качестве критериев профессионализма, как высокого уровня достижений, так и их психологической стоимости, профессионального долголетия, сохранения физического и психического здоровья, благополучия жизненного пути;

4) включение в круг условий профессиональной самореализации не только освоения операционального состава деятельности, но и характера взаимодействия с жизненным контекстом спортивной деятельности;

5) рассмотрение в качестве существенного регулятора профессиональной самореализации субъективной картины деятельности, складывающейся у высококлассного профессионала;

6) принятие во внимание долговременности включения спортсменов в спортивную деятельность и возникновение в связи с этим её долговременных регуляторов, способных повлиять на то, как воспринимаются те или иные ситуативные воздействия.

Специальная психологическая теория спортивной деятельности, отвечающая указанным критериям, может стать основой построения психологического обеспечения подготовки спортсменов по опережающему принципу, позволяющего заблаговременно формировать психологические предпосылки раскрытия потенциальных возможностей спортсменов, определить место каждого этапа многолетней подготовки в решении этой задачи.