Смекни!
smekni.com

Особенности мотивации достижения у подростков с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми сверстниками (стр. 2 из 4)

Наиболее разработанной, опирающейся на достоинства предшествующих моделей мотивации достижений является модель мотивации достижения Х.Д. Шмальта.

В концепции Шмальта мотивация достижения рассматривается как сложное внутриличностное образование, в котором можно выделить три тенденции: «Стремление к успеху», или «Надежду на успех» — НУ; «Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» — БН1 (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения), «Боязнь социальных последствий неудачи» — БН2 (ребенок мотивирован ожиданием негативной оценки взрослого). Преобладание одной из тенденций качественно меняет всю стратегию поведения личности. Субъекты, мотивированные на успех, объясняют успех хорошими способностями (талантом) и большим старанием. Неудача списывается ими на недостаточность приложенных усилий. У субъектов, мотивированных на неудачу, все наоборот: неуспех объясняется недостатком способностей (стабильная, внутренняя, неконтролируемая причина), а успех приписывается везению. Это выглядит так, как будто бы мотивированные на успех оценивают вообще свои способности выше, чем мотивированные на неудачу. Таким образом, концепты хорошей и недостаточной способности являются важными составными частями конструкта мотива достижения [2, с. 9].

Шмальт также заметил, что мотивация достижения может более или менее равномерно проявляться в разных видах деятельности. Такой вариант распределения он назвал «генерализованным». Вместе с тем, существуют индивиды, у которых высокие показатели мотивации достижения проявляются только в определенных видах деятельности. В связи с этим интенсивные характеристики дополняются показателями, определяющими уровень "генерализованности" мотивации достижения — экстенсивными характеристиками.

Теоретические открытия Шмальта воплотились в новом методе исследования мотивации достижения - полупроективном тесте Х.Д. Шмальта, получившем название «МД решетка». Этот тест сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника. Стимульный материал теста состоит из 18 картинок- изображений, а также списка 18 утверждений соответствующей тематики. 18 рисунков- ситуаций содержат шесть разных сфер достижения: а) предметно-манипулятивная, физическая деятельность, б) музыкальная деятельность, в) учебная деятельность, г) самоутверждение, д) деятельность по оказанию помощи, е) спортивная деятельность.

Афанасьева Н.В., автор русскоязычной версии методики, провела процедуры психометрической адаптации теста на русскоязычной выборке. В отечественной психодиагностике это первое диагностическое средство такого рода [3, с. 28].

Глава 3. Результаты эмпирического исследования, их обсуждение

Методика Шмальта [2, с. 18] позволяет провести анализ 26 параметров мотивации достижения у младших подростков. Она позволяет не только определить уровень трех мотивационных тенденций – «Надежды на успех», «Боязни неудачи - 1» и «Боязни неудачи - 2», характерных для личности в целом, но и выявить особенности мотивации достижения в разных видах деятельности.

В методике предусмотрена оценка нескольких дополнительных показателей, которые характеризуют внутреннюю структуру каждой из мотивационных тенденций. Так, например, тенденция «Надежда на успех» может быть рассмотрена как сложное психологическое образование, включающее в себя составляющие «Концепт хороших способностей», «Уверенность в выполнении трудных заданий» и «Привлекательность достижений». Из сочетания этих параметров складывается индивидуально своеобразный профиль мотивации достижения у конкретного человека.

Для проверки гипотезы о существовании различий в структуре мотивации достижения у детей, имеющих с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, мы использовали непараметрический критерий Манна - Уитни. Непараметрический критерий Манна – Уитни позволяет оценить достоверность различий в уровне исследуемого признака между двумя группами испытуемых. Мы использовали непараметрический критерий поскольку, он пригоден для сравнения выборок, как соответствующих закону нормального распределения исследуемого признака, так и не соответствующего этому закону.

На этапе сравнительного анализа была использована компьютерная система обработки данных SPSS-13, что существенно облегчило процесс обработки полученных данных [19, с. 158].

Результаты статистического анализа проведенного с помощью критерия Манна - Уитни представлены в Приложении №2.

Согласно этим результатам, статистически достоверные различия (р<0,01, р<0,05) выявлены по следующим параметрам: «Боязнь неудачи 1», «Активное избегание», «Я- концепция недостаточности способностей», «Достижения».

Показатель «Боязнь неудачи-1» достоверно выше в группе испытуемых с задержкой психического развития.

«Я - концепция недостаточности способностей» и «Активное избегание неудачи», связанное с уклонением от выполнения заданий, проявлением негативных реакции при выполнении заданий в разных сферах деятельности, также сильнее представлена в группе испытуемых №1.

Различия, выявленные между испытуемыми двух групп, свидетельствуют о том, что тенденции избегания являются более укорененными в структуре мотивации детей с задержкой психического развития, по сравнению со здоровыми сверстниками. Можно предположить, что они более тяжело поддаются целенаправленному изменению.

Сравнительный анализ выраженности мотивационных тенденций в разных сферах деятельности показывает, что достоверные различия (р < 0,05) существуют по параметру «Боязнь неудачи-1» во всех сферах, кроме учебной деятельности. В сфере учебной деятельности выявлены менее значимые различия в оценке собственных способностей. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что сфера учебная деятельности является наиболее напряженной, способствующей снижению самооценки ребенка и для учащихся общеобразовательных школ.

В целом, в структуре мотивации достижения у подростков с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников выявлены как сходство, так и различия.

Для всех учащихся наиболее значимой сферой деятельности является сфера учебы. В этой сфере мотивационное напряжение наиболее выражено. В сфере учебы с наибольшей силой проявляются тенденции избегания неудачи: БН1 и БН2. Характерно, что сфера обучения является единственной сферой, в структуре жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ, в которой показатели «Боязни неудачи- 1» выше, чем показатели «Боязни неудачи-2».

В обеих группах испытуемых второе место по значимости принадлежит деятельности спорта, третье - самоутверждению.

Наименее значимыми сферами достижения являются предметно– манипулятивная, помощи и музыки.

В этих сферах значительно сильнее по сравнению с тенденциями избегания выражена «Надежда на успех».

Достоверные различия выявлены меду группами по параметру «Боязнь неудачи-1». Этот показатель достоверно выше в группе испытуемых с задержкой психического развития во всех сферах кроме учебной. Это является признаком того, что тенденции избегания более укоренены в сфере самосознания и поведения детей с ЗПР и прочнее встроены в регулятивные самооценочные механизмы.

На гистограмме 1 (приложение №3) представлены результаты, отражающие выраженность тенденции «Надежда на успех» в разных сферах деятельности у испытуемых двух групп.

Сравнительный анализ результатов показывает, что показатели «Надежды на успех» несколько выше у учащихся, имеющих задержку психического развития.

Эта тенденция сохраняется во всех сферах деятельности.

На гистограмме 2 (приложение №3) представлены усредненные показатели мотивационной тенденции «Боязнь неудачи-1» в двух группах испытуемых.

Показатели мотивационной тенденции БН1 во всех сферах деятельности у испытуемых с задержкой психического развития выше, чем у испытуемых- учащихся общеобразовательной школы.

На гистограмме 3 (приложение №3) представлено соотношение показателей «Боязни неудачи -2» у испытуемых двух групп в разных сферах деятельности.

Самые высокие показатели этой мотивационной тенденции «Боязнь неудачи-2» зафиксированы у учащихся с задержкой психического развития в сфере самоутверждения. Это свидетельствует о том, что в сфере самоутверждения подростки с ЗПР в наименьшей мере рассчитывают на поддержку и помощь значимых взрослых, опасаются негативных оценок с их стороны. У испытуемых группы №2 в сфере самоутверждения достоверно более низкие показатели мотивационной тенденции «Боязнь неудачи - 2».

Относительно других сфер показатели «Боязнь неудачи - 2» у испытуемых обеих групп выше в учебной деятельности и спорте.

В сфере помощи также страх перед неудачей, связанный с негативной оценкой значимых взрослых, выше у детей, имеющих ЗПР. Можно предположить, что эти дети чаще встречают неодобрительную оценку взрослых при попытках оказания помощи.

В целом по результатам эмпирического исследования особенностей мотивации достижения у детей с задержкой психического развитии и учащихся общеобразовательных школ можно сделать следующие выводы.

В структуре мотивации достижения у подростков с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников преобладает мотивационная тенденция «Надежда на успех».

Мотивационная тенденция «Боязнь неудачи -1», связанная с низкой оценкой собственных возможностей, достоверно сильнее в группе испытуемых с задержкой психического развития. Это свидетельствует о большей «укорененности» тенденций к избеганию неудачи в мотивационной сфере личности детей с ЗПР.