Смекни!
smekni.com

Особенности неречевого общения (стр. 2 из 3)

Параязык говорит о том, как интерпретировать слова, дает дополнительную информацию к интерпретации, иногда переворачивая знаки на прямо противоположные. Паралингвистические элементы – в отличие от собственно жестов – сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния или от восхищения: в Финляндии даже некоторые междометия произносят на вдохе). К паралингвистическим моментам можно отнести и языковые супрасегментные средства: интонацию, тональный уровень голоса, даже громкость, выражающую, например, гнев. Паралингвистические средства многое могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т.п.).

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) говорит о более стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, его или ее социальный статус, роль, работа. Недаром герои мыльных опер одеты символично, отражая свойства определенной социальной группы. Так же точно и в рекламных роликах: домохозяйка, учительница, мать двоих детей, бизнесмен и т.п. В современной реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиеся именно одеждой: бизнесмен в красном пиджаке и кроссовках.

Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях. Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет может быть связан и с контекстом общения: свадьба или похороны, лекция или защита диссертации, ролью: жених или невеста, политик или журналист. И в этом слое неявной культуры существуют межкультурные различия. Так, в Африке знаком траура считается белый цвет, а не черный. Цветовые предпочтения могут многое сказать о человеке. В психологии известен тест Люшера, интересны исследования цвета Гете и др.

С древних времен человек украшает одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений многое говорит о социальном статусе: Дурачок любит красненький клочок). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются знаками: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), памятные знаки и медали. Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса.

2. Знаковые системы неречевого общения

Неречевой вид общения включает следующие основные знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая.

2. Пара- и экстралингвистическая.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

4. Визуальный контакт.

5. Ольфакторная (обонятельная, запаховая)

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем дело с жестикуляцией; лица , и тогда мы имеем дело с мимикой; позы, и тогда мы говорим о пантомимике).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Паузы, покашливания, темп, ритм, высота голоса и ее изменения многое могут нам сказать об эмоциональном состоянии человека, о том, что он на самом деле хочет сказать (в содержательном плане он может говорить абсолютно противоположные вещи).

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Нормами пространственной и временной организации общения занимается специальная область науки проксемика. Например, регулярно опаздывающий партнер бессознательно не хочет идти на встречу с Вами, а во время экзамена лучше сесть не прямо напротив, а по диагонали от экспериментатора (чтобы не вызывать ощущение конфронтации).

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия -движения глаз. Человек что-то вспоминает (если смотрит вверх), или скрывает от вас (избегает взгляда) и др.

Ольфакторная система представляет собой совокупность запахов, оказывающих влияние на коммуникацию. В жизни животных запах играет особенную роль: обеспечивает брачные игры, им обозначается социальный статус особи (начальники пахнут по-особому), принадлежность территории (самцы метят территорию особым пахучим секретом), то у людей роль запаха значительно менее выражена. Тем не менее, запах срабатывает даже биологически: известно, что некоторые вещества - половые аттрактанты - способны возбуждать необъяснимое половое влечение к персоне, пользующейся соответствующим ароматом. Ребенок узнает мать по запаху и на начальных этапах привязанность формируется именно за счет обоняния. Наконец, естественные и искусственные ароматы в какой-то мере помогают нам определить социальный и профессиональный статус человека: вспомните, чем пахнут бомжи и состоятельные дамы, врачи и повара.

3. Взгляд – зеркало души

Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время разговора контролировать поведение своих глаз. Для того, чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который встречается с вами взглядом менее трети времени общения, редко пользуется доверием.

Взгляд человека почти не поддается тренировке и поэтому наиболее адекватно выражает эмоционально-психическое состояние партнера. Человек может скрыть на словах что угодно (горе, страдание, радость, гнев), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка.

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом, что видно из нижеприводимой таблицы.

Взгляд и сопутствующие движения Значение
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе
Взгляд в сторону Пренебрежение
Взгляд в пол Страх и/или желание уйти
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори

Взгляд может выражать отношение к собеседнику. Мы больше смотрим на близких и на тех, кем восхищаемся. Долгий пристальный взгляд может выдать чувства смотрящего. Любопытно, что женщины дольше смотрят на тех, кому симпатизируют, а мужчины - на тех, кто симпатизирует им.

Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени беседы. Установлено, что если собеседники смотрят друг на друга еще чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, нежели в том, что он говорит.

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок - в самом начале, после первых фраз разговора. В дальнейшем общении этот период все уменьшается, причем, тем более чем неприятнее разговор.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того, слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

Выступая перед аудиторией, необходимо поддерживать контакт глазами с каждым, кто в ней присутствует. Если вы выступаете перед небольшой группой людей, достаточно периодически внимательно смотреть на каждого присутствующего в течение примерно пяти секунд. Если перед вами большая аудитория, попробуйте смотреть на какую-либо группу людей так, чтобы у каждого из ее членов создавалось впечатление, что вы смотрите в глаза только ему.

Если собеседник избегает прямого взгляда, любой из нас чувствует себя неуютно. Когда такой человек начинает говорить, у нас возникает ощущение, что он либо не уверен в своих словах, либо откровенно лжет. Если человек, не желающий поддерживать контакт глазами, выступает в роли слушателя, нам кажется, что ему неинтересны наши слова.