Смекни!
smekni.com

Особенности отношения к браку у лиц 25-30 лет (стр. 1 из 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. БРАК И СЕМЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К

ПОНЯТИЮ И ИЗУЧЕНИЮ

Понятие о браке и брачных отношениях

Проблемы семейно-брачных отношений

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЦ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ

ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ

2.1. Характеристика периода ранней взрослости

2.2. Факторы, влияющие на отношение современной

молодежи к браку

Раздел 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ

У ЛИЦ 25-30 ЛЕТ

3.1. Организация и методика проведения исследования

3.2. Результаты и их обсуждение

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тема исследования особенностей отношения современной молодежи в возрасте 25-30 лет к браку выбрана не случайно. Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств. Эта проблема уже была достаточно отражена в социологических исследованиях прошлых десятилетий. Такие исследования проводились во многих крупных городах.

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения. И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы.

Однако современный этап развития нашего общества, который характеризуется крупными преобразованиями в основных сферах его жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций, вносит существенные изменения в полученные ранее результаты. Навязчивая "сексуализация" отечественной литературы и кино, наблюдающаяся в последние годы и не свойственная отечественной культуре, изменения в стиле и образе жизни не могли не отразиться на отношении молодых людей к институту семьи и брака. В тоже время возраст ранней взрослости предполагает более осмысленное и серьезное отношение к созданию семьи.

Об актуальности темы данного исследования свидетельствуют многочисленные теоретические работы зарубежных и отечественных авторов, посвященных вопросам семьи и брака, а также результаты исследований по данной теме, проводимые с молодежной аудиторией. Нами в данной работе использованы работы таких известных авторов как В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.Г. Харчева, Л.Б. Шнайдера, а также изучены результаты социологических исследований, полученных В.А. Гаспаряном, С.В. Полутиными и другими исследователями.

Цель данной работы – выявить особенности отношения к браку у лиц ранней взрослости Объектом исследования являются лица в возрасте 25-30 лет.Предмет исследования – психологическая готовность к браку.Задачи:- изучить теоретические аспекты и выявить современные проблемы брачных отношений;- охарактеризовать основные задачи личного развития возраста ранней взрослости;- выявить степень готовности молодежи 25-30 лет к созданию семьи.Методика исследования – сочинение на тему «Ваше отношение к браку».

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: контент-анализ.

Структура работы включает введение, три раздела, выводы и список литературы.

Раздел 1. БРАК И СЕМЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ИЗУЧЕНИЮ

1.1. Понятие о браке и брачных отношениях

Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи [1;c.23].

Брак – это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своему потомству.

Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина – каждой женщине [12;c. 211].

Впоследствии, в связи с тем, что возникающие довольно часто конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми данного рода в определенные периоды. Постепенно это породило новые экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода, другой общности.

Экзогамные отношения обнаружили свои преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому экзогамные связи стабилизировались и закрепились. Возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами – то, что ныне называется браком. Это конечно был еще групповой брак (любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода), но уже в рамках этого брака, естественно могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между мужчинами и женщинами разных родов.

Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака – парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда при этом, работали и жили «супруги» отдельно друг от друга в рамках своих родов. Только с возникновением земледелия и ростом производительности труда постепенно создавались условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара, оказывались способными самостоятельно содержать и кормить своих детей. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, потомство закреплялось за мужчиной.

На смену парной семье пришла новая форма семьи: моногамная, т.е. единобрачная. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.

Она обладает только ей присущими свойствами, закономерностями, особенностями, не характерные ни для одной ее составляющей в отдельности. И эти новые особенности, возникающие при создании семьи, заранее предсказать очень сложно, даже если известны характерные черты будущих членов семьи [14;c. 121].

Семья – это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья – это, прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами [14;c.122].

Из приведенного выше определения семьи следует, что основными ее признаками являются:

1. Брачные или кровородственные связи меду всеми ее членами;

2. совместное проживание;

3. Общий семейный бюджет.

Таким образом, юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием, тем более, что в современном обществе очень велика тенденция совместного проживания семейной пары без официального оформления.

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Еще античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон, например, считал, что женщины должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же как и они овладевать воинскими навыками. У него можно, как отмечает В.Н. Дружинин, найти вполне конкретные рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. Так, по его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 35 лет. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство [3;c. 46].

О необходимости и пользе супружества, взаимоотношениях мужа и жены, роли каждого из них в семье, говорится в «Никомаховой этике» Аристотеля.

Творчество многих философов и писателей свидетельствует об углубленном интересе человечества к проблемам супружества. О взаимоотношениях супругов писали представители утопического социализма, которые критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Словом, на протяжении истекших столетий было высказано множество взглядов на супружество и семью, которые носили преимущественно субъективный характер. Этот период ученые называют эрой донаучного созерцания. Ее вершиной явился родившийся в ХІХ веке социальный дарвинизм, согласно которому семья, как и человек, проделала определенную естественно-научную эволюцию.