1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Глубокой и достоверной эмпатии препятствуют различные обстоятельства, связанные как с эмпатирующей стороной, так и с эмпатируюмой[1].
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на станицах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому ряду представителей массовых профессий прибавить руководителей, менеджеров и командиров, работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, всякого рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, интервьюеров, библиотекарей и артистов, то получается, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания [22].
Термин «эмоциональное выгорание» не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистский как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Прежде всего, эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижая их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [15].
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:
· хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность
· дестабилизирующая организация деятельности
· повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
· неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности
· психологически трудной контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:
· склонность к эмоциональной ригидности
· интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности
· слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
· нравственные дефекты и дезориентация личности эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса [11].
В социально-психологической науке феномен эмпатии личности тесно связан с такими методологическими категориями как: взаимодействие, взаимопонимание и межличностное восприятие. Отечественные ученые А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, Л.П. Буева, М.Г. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровская подчеркивают ведущую роль эмпатии в межличностных отношениях, понимания знаков, при помощи которых выражается чувствование в общении, играющих важную роль в процессе взаимопонимания людьми друг друга [26].
Категория общение является базовой для социально-психологической науки, рассматриваемое как необходимое условие социализации личности человека, познания на теоретическом и эмпирическом уровне самого себя и окружающих, развития коммуникативных навыков. Общение, по определению А.В. Петровского, есть «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Являясь условием любой деятельности, общение связано с активным получением и передачей информации различными средствами коммуникации. Так, Б.М. Парыгин акцентирует на системном понимания сущности общения, подчеркивает его деятельностную природу. Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, а также как отношение людей друг к другу [15].
Повседневное существование современного человека подразумевает непрерывный поток получаемой им информации, контактов, встреч и непосредственного взаимодействия – общения с другими людьми.
Во всех сферах своей деятельности человек ориентирован на достижение успеха, психологического и эмоционального комфорта, что невозможно без продуктивного и успешного общения с другими, также заинтересованными в своем благополучии личностями. Происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений и интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. В процессе общения может быть достигнуто взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, способность к прогнозированию поведения или, наоборот, могут возникнуть конфликты, вызванные неспособностью к предугадыванию поведения партнера по общению. Важно подчеркнуть, что, предсказывая собственное, либо чужое поведение, человек в первую очередь ориентируется на собственные представления и переживания [3].
Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев изучил функции эмпатии в коммуникативной деятельности. Ученым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эмпатия в процессе общения предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений.
Выполняя функцию обмена информацией, эмпатия участвует в процессе познания людьми друг друга, делает возможным понимание внутреннего состояния собеседника, расшифровки его эмоционального настроя. Выступая мощным инструментом взаимопонимания, сосуществования с окружающими людьми и происходящими событиями, эмпатия в наибольшей степени позволяет реализовывать функцию познания людьми друг друга. Также эмпатия помогает строить открытие, доверительные взаимоотношения между людьми.
Такому аспекту эмпатии в процессе общения, как установление взаимопонимания, уделяется особое внимание в социальной психологии. Парыгин Б.Д. считает, что эмпатическом взаимопонимании можно говорить в различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном понимании самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношении друг к другу ролей.
Целостный процесс взаимопонимания как познание другого, включает в себя также понимание его внутреннего мира. Проявление эмпатии в общении представляет собой понимание не только сказанного, но и вчувствование в скрытый смысл произнесенного, в эмоциональное состояние собеседника, отражаемое всеми средствами [19].
В процессе взаимопонимания человека человеком ведущую роль играют психические процессы мышления и воображения, окрашенные эмоциональным состоянием воспринимающего субъекта. Это взаимопонимание эмоциональных и познавательных процессов на восприятие и понимание человека в межличностном общении представляет собой предикативную эмпатию, обозначенную А.А. Бодалевым как способность индивида с помощью воображения и интуиции проникать в состояние другого человека. Предикативная эмпатия выступает как прогностическая способность индивида по отношению к эмоциональным и поведенческим реакциям партнера процесса взаимодействия. Эмпатия личности играет важную роль «расширения» вариантов интерпретации поведенческих реакций собеседника, проникновения в его внутренний мир, а также и собственных переживаний.
А.А. Петровский, называя эмпатию важным механизмом взаимопонимания и межличностного восприятия людей, отмечал, что активное вмешательство субъекта эмпатии в конфликтную ситуацию способно устранить фрустрационные тенденции собеседника, наладить доверительные взаимоотношения [5].
Межличностное восприятие, по мнению Г.М. Андреевой, является одним из важнейших характеристик общения. Эмпатийное восприятие собеседника носит безоценочный, децентрализирующий личность характер, обусловленный стремлением познать и понять партнера по общению, разделить его внутренний мир, отличный от собственного. Адекватное, эмпатийное восприятие человеком человека повышает уровень социальной перцепции и саморегугяции поведения человека.