Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Хакасский государственный университет им. Катанова»
МПСИ
Кафедра психологии
020400 – Психология
Курсовая работа по дисциплине
«Социальная психология»
Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Выполнила: студентка 4 курса
группа П – 03
Овчаренко Т.В.
Проверила: научный руководитель:
Небыкова С.В.
Минусинск
2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
1.1 Понятие эмпатии
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Глава 2. Диагностика эмпатии у педагогов
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
2.3 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
2.4 Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность исследования:
Психологическое благополучие учителя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличие большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. эмоциональные особенности педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания учителей.
Объектом исследования: эмпатия.
Предметом исследования: особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы.
Цель исследования:
Выявить особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме эмпатии.
2. Выявить показатели эмпатии у педагогов коррекционной школы.
3. Выявить показатели эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
4. Сравнить показатели эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования:
Предположим, что существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ.
Методы исследования:
1. Изучение литературных источников.
2. Психодиагностические методы: методики «Эмоциональное выгорание», «Ваши эмпатийные способности».
3. Методы математической обработки: критерий U – угловое преобразование Фишера.
Глава 1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
1.1 Понятие эмпатии
Эмпатия – (греч. en –в, внутри + pathos – страдание, болезнь), ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека [26].
Есть много попыток определить понятие «эмпатия», вот несколько из них.
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь из причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации [12].
В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки. Теория «вчувствования» в объект находит подтверждение и получает все большее распространение и в других сферах человеческой деятельности [5].
Данный термин был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером, который обобщал близкие ему по содержание философские и этические концепции симпатии и сострадания (Юм, Смит, Шопенгауэр и др.). Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновением с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает [24].
Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличии от интуиции как непосредственной перцепции идей, эмпатия включает чувства и мысли. Эмпатию отличают от индетификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт – пациент». Эмпатия может быть сознательной и подсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я с вами»). Эмпатия как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент – центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности [11].
Первоначальный соотнесенный с эстетическими переживаниями, термин «эмпатия» из сферы искусства перекочевал в медицину, затем в психологию обыденной жизни, и, наконец, вообще в сферу познания. Использование эмпатиии является важной составной частью всех методов психологического консультирования и воздействия. Данные современной психологии позволяют выделить в качестве основы эмпатической реакции процесс моторно-кинестетической индетификации – неосознанное уподобление мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. Только несведущий человек может вообразить, что ученый или писатель пишет исключительно «мозгами». На самом деле процесс творчества происходит всеми внутренностями организма, со всеми вытекающими отсюда медицинскими последствиями: учащенным сердцебиением, повышением давления, всевозможными гримасами тела и души и т. п. Посмотрите в зоопарке, с каким самозабвением обезьяна пытается достать с помощью ветки подвешенный к потолку банан – не такие же муки творчества испытывает шахматист, решающий сложную этюдную задачу? Или врач устанавливает контакт с больным? Или мужчина пытается понять женщину, а женщина мужчину при общении? [15].
В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознанного воспроизведения одним человеком выразительных мимических действий другого, так и с более сложной предметно-опосредованной искусственной средой. В произведении искусства аффекты проецируются создателем в объективированных формах: интонации, экспрессии, линии, фигуре, композиции, мелодии, музыкальной фразе, контрапункте. Еще более впечатляюще действует на человека замысел Творца природы и разума. Неосознанность механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества переживания от индивидуального опыта и врожденной способности к восприятию. Один чрезвычайно чувствителен к укусу комара, а у другого кожа как у носорога, и видит он плохо, компенсируя нечувствительность значительной массой и инерцией – у него другие проблемы.
Эмпатические реакции, таким образом, позволяют:
1) получать удовольствие от восприятия общности между самим собой и объектом переживания;
2) осуществлять самопознание в результате объективации собственного «Я» в предмете восприятия.
Эмпатические реакции лежат в основе альтруистического поведения людей за счет соучастия в эмоциональных переживаниях себе подобных. Исходя из определений, в упрощенном виде можно даже выписать следующую простую формулу: эмпатия + симпатия = любовь [9].
Акт творчества немыслим без эмпатии: изобретателя – к своему изобретению, ученого – к теории или объекту исследования, художника – к произведению искусства. В конце концов, любой человек «обязан полюбить хоть дверную ручку, иначе он не человек» (П. Пикассо), с которой он может себя идентифицировать – добавляют ученые. Художник запросто может испытывать эмпатию к зловещему персонажу, но не любить его, потому что всеми фибрами души понимает, но не одобряет его действия. Ради неких нравственных убеждений Гамлет посылает к чертям (собственно, обрекает на смерть) Офелию, потому что эмпатия – жажда мести – для него становится превыше любви [7].
Понятие «индетификация», означающие отождествление себя с другим человеком, либо с идеей, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания является уподобление. В положительном общении между людьми это, разумеется, не единственный способ достижения взаимопонимания, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека и окружающего мира. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения ее роли в процессе общения и познания. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.
В применении к эмпатиина первый план выступает не рациональное осмысление внешних проблем и людей, а стремление эмоционально откликнутся на них. Термин эмпатия противостоит «пониманию» в строгом смысле слова и используется метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, идея не столько «продумываются», сколько «прочувствуются». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и здесь и там присутствует умение занять место другого, взглянуть на вещи с чужой точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения означает отождествление. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я выстраиваю свое поведение таким образом, как строит его этот «посторонний». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения, однако сам поступаю по-своему. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека или в идее, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо глобальные оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим. Эмпатия к объекту (в т.ч. к человеку) означает частую сверку с ним в отношении точности ощущений и руководство теми реакциями, которые вы получаете от него. В своем участии мы обязаны быть надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире [5].