Смекни!
smekni.com

Особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении (стр. 3 из 11)

Следует отметить, что сегодня появился новый интегральный социальный феномен, который В.С. Библер (1991) называет "социумом культуры". Культура из маргинального явления общественной жизни все более сдвигается в эпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточной и западной культуры, античные, средневековые, возрожденческие, просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг к другу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема не только мышления, но и действительного бытия каждого современного человека. Человек ближайшего будущего будет поставлен веред необходимостью выбора своего социума культуры, в котором он и станет осуществлять свое духовное самоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет важную роль педагогическая культура. Она характеризует, во-первых, внутренне богатство личности, уровень развития се духовных потребностей и способностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущности гуманитарная культура выражает гуманистические ценностные ориентации личности. Другими словами, гуманитарная культура — это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Будущий век представляется Д.С. Лихачеву как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил.

Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как "профессиональная культура" и "педагогическая культура". Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически в ходе развития общества, образования, общеобразовательной школы и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности учитель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации педагогических ценностей является показателем личностно-профессиональной развитости учителя, его педагогической культуры как степени реализации идеально ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее) [1, с. 93].

По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести в палитру ценностей педагогических, овладение ими и углубление мира педагогических ценностей создают ту материальную основу, на которой строится здание профессионально-педагогической культуры личности воспитателя.

Субъективное восприятие и присвоение воспитателем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. В этой связи справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека.

Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.

1.2 Психологические аспекты деятельности воспитателя ДДУ

Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника – человека. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер.

Какие же личностные качества воспитателя особенно значимы для педагогической деятельности?

Известный педагог XVIII в. Песталоцци считал необходимым, чтобы отношение воспитателя к детям были чисто родительские, совершенно подобные истинным семейным отношениям. Прошли годы, но и сегодня непременным условием успеха в деятельности воспитателя являются педагогическая направленность, повернутость своего «я» к другим людям, любовь к детям [11, с. 28]

Эти качества характерны как для опытных мастеров, так и для молодых педагогов, чье призвание – работа с детьми.

И еще одна особенность – чувство эмпатии – откликаться на переживания, сочувствовать.

Высокая работоспособность, наблюдательность как психологическая, так и социально-психологическая.

Наличие этих качеств значимо для успеха в деятельности воспитателя. Они помогают выявить намечающиеся тенденции в развитии личности и познавательной сферы ребенка, определить эффективность использования в работе методов, приемов, отыскать «изюминку» в каждом ребенке, определить характер, особенности как отдельного ребенка, так и детской группы в целом.

Эти качества способствуют выявлению эмоционального климата ребенка не только в группе сверстников, но и в семье.

Функции воспитателя – это профессиональные обязанности, выполнение которых дает возможность успешно достичь целей его педагогической деятельности.

Воспитатель должен способствовать созданию благоприятных условий для гармонического физического развития детей, охраны и укрепления здоровья. В числе важнейших забот воспитателя – формирование основ здорового образа жизни у своих питомцев.

Педагог стремиться сформировать у своих воспитанников потребность в движениях, создать благоприятные условия для двигательной активности. Реализуя оздоровительную функцию воспитатель широко использует природные средства. Солнце, воздух, вода, земля могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар. (больше времени проводить на воздухе, чаще соприкасаться, общаться с природой, обращаться за помощью в случае необходимости: приложить подорожник к ранке, спрятаться от сильного ветра за кустами).

Необходимо учитывать индивидуальные особенности (группа здоровья, уровень двигательной активности, способностей).

Работу в детском саду ведут воспитатели, инструктор по физкультуре, медперсонал.

На формирование личностной культуры ее базиса, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям ориентированы концепция дошкольного воспитания, целый ряд программ: «Пралеска», «Радуга», «Развитие», «Истоки».

Воспитатель заботится у них о развитии чувства самоценности, самоуважения, эмпатии, любви к родителям, родному краю, доброжелательного отношения к сверстникам, уважения ко взрослым, бережного отношения к природе, ее богатству.

Воспитательная функция включает в себя и регулирование педагогом взаимоотношений в «детском коллективе» с целью создания в нем для каждого ребенка благоприятного психологического микроклимата, психологического комфорта.

Педагог создает благоприятные условия для переживания детьми повышенного приятного самочувствия, наслаждения. Он усиливает в ребенке чувство радости бытия, способствует мажорности настроения, жизнерадостности.