Смекни!
smekni.com

Особенности Я-образа у подростков (стр. 3 из 5)

Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания.

Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

И.И. Чеснокова предлагает различать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления собственного «Я» и «другого человека». Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а потом оно становится основой для формирования представлений о собственном облике, собственном «Я». Основными приёмами самопознания здесь выступают самовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень - уровень диалога с собой, где человек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваются такие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, по видимому, можно говорить, что «другой» выполняет роль эталона лишь на первом этапе формирования какого-либо личностного качества.

Изучением вопроса влияния на развитие личности существующего значимого взрослого (так называемого «Героя-взрослого») занималась исследователь Квартальнова Д.В. Проведенное автором исследование показало, что в подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой. Герой является персонифицированным идеалом подростка. Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения). Внутренним Героем может стать значимый взрослый (Герой-Взрослый). В результате исследования было доказано, было показано, что на ценностную иерархию подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей.

Всех испытуемых Квартальнова Д.В. посчитала возможным разделить на несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия у них образа героя. Испытуемых группы "Есть Герой-Взрослый" отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" отличает выдающийся уровень интеллектуального развития, средний уровень творческого мышления, неблагополучная Я-концепция, низкий уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внешний Герой" отличает среднее интеллектуальное развитие, низкий уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция. Испытуемых группы "Нет Героя" отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция. Таким образом, значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой - определяются личностными особенностями каждого подростка.


Глава 2. Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте

2.1. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка

Для более детального изучения индивидуального сознания подростков нами было проведено исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей.

Исследование было проведено на базе УО «Толочинская государственная средняя общеобразовательная школа №2».

Всего в исследовании приняли участие 15 человек. Из них 7 девушек и 8 парней.

Дата проведения: 25.05. 2009.

С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее время было проведено исследование с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Описание использованной методики:

Система ценностей ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класса ценностей:

1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

С целью выявления взаимозависимости субличностей подростка и актуальной для него системы ценностей, описанная выше методика была видоизменена. Так, респондентам предлагалось оценить насколько предъявляемые ценности (блок терминальных ценностей) актуальны для следующих персонажей: «Я - взрослый», «Я - идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители». Ценности, предложенные для выбора подросткам:

1. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

2. наличие хороших и верных друзей;

3. материально обеспеченная жизнь

4. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

5. развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);

6. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

7. познание (возможность расширения своего образования)

8. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

9. счастливая семейная жизнь;

10. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

11. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

12. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

13. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

14. интересная работа;

15. творчество (возможность творческой деятельности);

16. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

17. здоровье (физическое и психическое);

18. красота природы

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания - основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее.