адаптация - при входе в новую группу реб-к приспосабливается к ней, усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами Д-и. Эта фаза предполагает утрату реб-ом своих индивидуал. черт. Обостряющееся противоречие м/у достигнутым рез-том адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе, и неудовлетворен, потребностью реб-а в тах проявлении своих индивидуал. особ-тей порождает 2ую фазу - индивидуализацию. Реб-к начинает искать способы выражения своей индивид-ти в группе. 3 фаза - интеграция Л-и в группу: реб-к сохраняет лишь те свои индивид, черты, к-ые отвечают потребностям группового т-я и собственной потребности сделать значимый "вклад" в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее 1-я черты Л-и. В разные возрастные периоды реб-к последовательно входит в разные соц. группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В рез-те складывается относительно устойчивая структура Л-и. В раннем детстве, детсад, детстве и млад. школ. возрасте преобладает процесс адаптации над индивид-цией. Эпоха отрочества (сред. школ. возраст) доминирует индивидуал-ция над адаптацией, в юности (старш. школ возраст) доминирует интеграция над индивид-цией. А.Н.Леонтьев представил свою концепцию структуры и 1-я Л-и, в которой централ, место отведено понятию Д-и. Основной внутренней хар-кой Л-и явл-ся мотивац. сфера Л-и. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей Д-и ч-а, т.е. того на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды Д-и, в которые Л-ть включена, чем они > т-ты и упорядочены, тем богаче сама Л-ть.
26. Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П
Л. - важнейшая среди психологич. категорий. В ней оказываются интегрированы все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Проблема Л-и и сущности ее психолог, хар-тик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80 годы XX века и породила дискуссии. Теория самопричинности Л-и В.А.Петровского: определяющей хар-кой Л-и является субъективность -полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. «Быть личностью» - значит быть субъектом себя самого, своего существования в мире, идеи «я» как причины себя. Многие психологи задают вопрос: «Где (в каком пространстве) существует Л.?». В теории самопричинности совмещаются 4 ответа на этот вопрос:
Жизнь, Культура, Другой ч-к, Я сам - вот эти пространства. Речь идет о существ-нии Л-и как единомножия субъектов жизнеД-и, предметной Д-и, Д-и общения ^ Д-и самосознания. Наиболее полно трактовка Л-и реализована в исслед-ях «отраженной субъективности» (проанализироватьнности) индивида в жизненном мире других людей. Обобщение сказанного о Л-и, может служить следующее наиболее общее понимание Л-и (в общей \у). Л. - есть особая идеальная форма бытия ч-ка, придающая ему свойство субъективности, т.е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире. Наиболее распространенное понятие в у: Л. -саморегулируемая, динамич. функционал, система непрерывно взаимодействующих м/у собой свойств, отношений и действий, склад-щихся в процессе онтогенеза ч-ка. В структуру Л-и входят и все психолог, хар-ки ч-ка, и все морфологич. особ-ти его организма - вплоть до особ-тей обмена веществ. Согл. Леонтьеву, Л. - качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому Л-ю м.б. только ч-к, и то лишь достигнув определен, возраста. Западная у рассматривает Л. как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В психоанализе Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Л. (с т.зр. общей У ) хар-ся: 1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу Д-и; 2) направленностью -устойчивой доминирующей системой мотивов; 3) глубинными смысловыми структурами, обуславливающими ее сознание и поведение. Уже к средине 70-х годов был предложен коллекционерский подход к Л-и, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда Л. выступала как набор качеств, свойств, хар-тик, особ-тей. Представление о Л-и как коллекции индивидуальных черт, оказывалось удивительно неэвристичным уже хотя бы потому, что стирало грань м/у понятиями «Л.» и «индивид», дробило Л. на составляющие, расположенные друг к другу, и лишало понятие «Л.» его категориального содержания, той высшей степени обобщенности, без которой не м.б. построена ни одна психолог, концепция. При подобной «коллекционерской» ориентации быстро выявить затруднения, связанные с переходом от общепсихологич. понимания Л-и к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогич. Y, ее реабилитации - в медицин., клинич. и патоу, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в соц. Y. Однако очень скоро обнаружилось, что общая структура Л-и интерпретируется главным образом как некая комбинация биологически и социально обусловленных ее особ-тей. Проблема соотношения биолог-го и соц-го с этого момента приобретает едва ли не централ, положение в у Л-и.