Смекни!
smekni.com

Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ (стр. 14 из 33)

28. Виды мышления. Интуиция. Креативность

Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».

Виды мышления (А.Г. Маклаков)

1. По форме:

а) наглядно-действенное - сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами (сознание конкретного материального продукта);

б) наглядно-образное - мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти;

в) абстрактно-логическое - мышление в форме абстрактных понятий, логических конструкций (отвлеченные понятия и рассуждения).

2. По характеру:

а) теоретическое, которое делится на понятийное и образное;

б) практическое, которое делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

· Понятийное - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов к какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

· Образное - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы, которые непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно решить задачу.

Рубинштейн: «Наглядное мышление и мышление теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Они явл. равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности».

3. По степени развернутости:

а) аналитическое;

б) интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малоосознанностью.

Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Фрейд: «Это скрытая в глубинах бессознательного первопричина творческого акта». Это необходимый, внутреннеобусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задач. Интуиция трактуется и как специфицеская способность, и как целостное охватывание условий проблемной ситуации, и как мех-м творческой деятельности.

4. По степени новизны:

а) репродуктивное

б) продуктивное.

Также выделяют:

1) реалистическое - правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным и аустическое - связанное с уходом от действительности во внутренние переживания, оно продолжает иллюзии, а не истины, логическое несоответствие действительности;

2) непроизвольное и произвольное;

3) конвергентное - связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ и дивергентное (творческое) - порождение оригинальных творческих идей.

4) Критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей и творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Это есть креативность.

Исследованием креативности занимались Гилфорд, К.Халл, Р.Томпсон и др. Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Согласно Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Изучение факторов творческих достижений ведется в 2-х направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы; 2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении, необычность высказываний, стремление к интеллектуальной новизне и прочее.

29. Черты личности. Факторный подход к изучению личности

Теория Кетгела исходит из теории черт и на этой основе строится личностный профиль. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты/ структура к-ых формирует сущность Л-и. Черты представ-ют собой относительно постоянные тенденции реагировать определ. образом в разных ситуациях и в разное t. Л-ть - совокупность черт, позволяющих предсказать повед-е ч-ка в данной ситуации. Черта отвечает за наблюдаемое повед-е, за его регулярность и согласованность. В струк-ре Л-и выделяет: 1) поверхностные - внешнепеременные, неустойчивые черты, сопутствующие друг другу в ряде поведенческих актов. 2) исходные - более стабильные, важные, дают более глубокую оценку поведения и опред-ся только методом факторного анализа;

постоянство в поведении ч-ка. Основополагающая структура Л-и образована примерно 16-ю исходными чертами, сочетание этих черт дает определенный психологич. профиль. Исходные черты можно разделить на 2 подтипа - в завис-ти от их источника; 1) конституциональные - 1-ся из биологич. и физиологич. данных индивидуума; 2) черты, сформулированные окруж. средой. По функциональному признаку черты делятся на: 1) динамические черты, обеспечивают активность достижения цели (Л-ть, стремящаяся к власти). 2) черты способности - обеспечивают эффективность достижения цели (музыкальные способности, интеллект). 3) черты темперамента - связаны с конституциональным фактором и проявляются в скорости, в энергичности, эмоц. реактивности.Также черты делятся на общие и уникальные. Теория Айзенка построена по иерархическому признаку и включает описание трехфакторной модели структуры Л-и. Существует 3 суперчерты или типа Л-и, к-ые оказывают мощное влияние на поведение (с верхними и нижними пределами): 1) интроверсия - экстроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм - сила суперэго. Кажд. суперчерта сост. из нескольких составных черт (> поверхностных), к-ые в свою очередь состоят из многочисленных привычных реакций, а те в свою очередь из множества специфич. реакций. Айзенк развил идею: что наследуемый фактор обуславливает различие людей по параметрам реактивности автономной НС, по параметрам скорости и прочности условных реакций. Диспозициональная теория Л-и Олпорта: Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуации. Поведение ч-ка относительно стабильно с течением t-и и в разнообразных ситуациях. Разнообраз. стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции. Многие ситуации, воспринимаемые ч-ком как равнозначные, дают толчок к Т-ю определ. черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения. Черты устойчивы и генерализованны. Черта обеспечивает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особ-ти нашего поведения. Критерии черт Л-и: 1) черта Л-и - это не только номинальное обозначение, она реальна. 2) она является более обобщенным качеством, чем привычка (чистить зубы, стираться - это привычка, а опрятность - это черта). 3) она является движущим, определяющим элементом поведения. 4) она лишь относительно не зависима от остальных черт. Существуют общие черты (измеряемые, узаконеные) - присущие какому-либо количеству людей в пределах данной культуры и индивидуал. черты (морфологические) - такие хар-ки индивидуума, к-ые не допускают сравнений с другими людьми. Он назвал индивид, черты индивид-ми диспозициями, общие же черты изменили название, став просто чертами Л-и. Он выделил 3 типа диспозиций: 1) кординальные - настолько пронизывают ч-ка, что почти все его поступки можно свести к их влиянию (Дон Жуан). 2)центральные - строительные блоки индивидуальности (пунктуальность, внимательность), в рекомендательных письмах. 3) вторичные - < заметные, < обобщенные, < устойчивые (предпочтения в еде, одежде, и т. д.).

Теория Гилфорда (1959г «Л-ть»). Он рассматривал Л-ть как иерархич. структуру черт. В стр-ре Л-и выделяются 3 сферы: 1) сф. способности; 2) сф. темперамента; 3) гормическая сф. - динамич. черты по Кеттелу. Кажд. фактор он рассматривал как общую функцию, проявляющуюся в поведении. Например, параметр темперамента позитивный-негативный в поведении выступает как фактор уверенности против неполноценности.