В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности(ИСД) -обусловленная типологическими особ-тями устойчивая сис-ма способов, а-ая склад-ся у чела, стремящегося к наилучшему осущ-лению данной Д-ти. Это: исполнительные, двигательные акты, + гностические, ориентировочные действия и смена функциональных сост-ий, если они выступ. как средство достижения цели («самовозбуждение» у некоторых ораторов, актеров). ИСД-индивидуально-своеобразная сис-ма Y-ских средств, к а-ым сознат-о or стихийно прибегает чел для наилучш. уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивид-ти с предмет, внешними условиями Д-ти. Этапы формир-я ИС: 1) форм-е мотивов проф. Д-ти; 2) форм-е целей; 3) форм-е представлений о программе Д-ти; 4) форм-е информационной основы Д-ти; 5) форм-е блока принятия решений (происходит осознание проблемыи разрешениеО проверка решенияи коррекц. выбора); 6)форм-ие ПВК. Структура ИС: Сущ. такие способы Д-ти, а-ые непроизвольно, без S-ных усилий провоцируются в данной Q-вной обстановке на основе имеющегося у чела комплекса типологических св-в НС. Эти особенности -ядро ИСД, они обуслов-ют 1-ый приспособит, эффект и определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Они не обеспечивают всего необходимого приспособит-го эффекта. Возникает др. группа особ-тей Д-ти, а-ые вырабат-ся в течение поисков (сознательных). Это -пристройка к ядру ИС. ПР.: на основе инертности легко осущ-ся медленные и плавные движения, предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. 2 категории особ-тей. составл-щих ядро ИС: особ-ти, способст-щие успеху в данной обстановке («А»), и особ-ти, противодейст-щие успеху («Б»), Одна и та же особенность Д-ти может м.б. в одних обстоят-вах «А», в других — «Б». Пр.: «А»:
однообразные неторопливые движения у инертных при ручной полировке изделия, «Б»: надо срочно и часто менять хар-р движений- при удержании равновес. на неустойчивой опоре. Если участвует особ-ть «Б», то рано или поздно она «обрастает» компенсаторными мех-мами. Пр.:
условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью. К типологически обусловл-ым особ-тям Д-ти, благоприятст-щих успешному ее выполнению, прибавляются элементы пристройки к ядру стиля. Две категории особенностей, составляющих пристройку к ядру ИС: особ-ти, имеющие компенсаторное значение («В»), и особ-ти, связанные с тах использованием положительных приспособит-ых возможностей («Г»). Пр.: Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные тах используют свои скоростные ресурсы и спос-ть часто переключ-ся с одной ситуации на др. 6 ИС тем > сформирован и выражен, чем > наблюд-ся особ-тей категорий «А», «В», «Г», и чем < остается нескомпенсированных особ-тей категории «Б». ИСД не опред-ся комплексом природных особ-тей чела. ИС - рез-ат в/действия чела с предметной и соц-ной средой. ИС- сис-ма индив-но-своеобразных приемов и способов решения задачи. Управление формир-ем ИС осущ. за счет конструирования необход-ых элементов пристройки к его ядру. Формир-ие ИС продвигает Л-ть на > высокие ур-ни осущ-ния Д-ти. ИС сформирован у высококвалифицированной Л-ти, осознающей свои достоинства и понимающей как компенсировать свои недостатки (типа НС). Индивидуальность представляет собой совокуп-ть генетич., информационных, структурных параметров, измен-хся во t-и. Осознание своей индивид-ти явл. следствием функционирования механизмов рецепции, памяти, мышления. А понятие интегральной индивид-ти склад-ся из след. компонентов: информационный (сумма знаний, навыков, опыта, приобретенных в течение жизни данной особи), генетический, структурный, функциональный тип индивид-ти. Все компоненты интегральной индивид-ти изменяются во t-и. Итегральная индив-ть (ИИ)- совокуп-ть взаимосвязанных ур-ней, обеспеч. все стороны функционирования индивида. Для животных наиболее ценными явл. генетич. и функциональный компоненты, для ч-ка наиболее ценной является информационный и генетич. компоненты."Именно ИИ, - поясняет МерлинВольфСоломонович, - а не отдельные ее ур-ни определяют успешность ч-ка в той или иной Д-ти. Все практические проблемы оптимизации Д-ти чела в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиб. успешно разрешаются тогда, когда в кач-ве субъекта активности рассматривается вся ИИ, а не отдельные ее уровни, и когда должным образом учитывается многозначность разноуровневых связей индивидуал. свойств". 3 уровня: 1) индивид-ных св-в организма (ур-нь организма):а)биохимич.; б)общесоматич-е - физическое здоровье чела, рост, вес, давление, объем легких; в)св-ва НС (нейродинамич-кие); 2) индив-но-психич. св-в (ур-нь индивида): а)психодинамич-е(св-ва темпер-та, задатков- динамика нервных пр-сов, функциональная ассиметрия); б)психич. св-ва Л-и; 3) ур-нь соц.-психологич. индивидуал. св-в (ур-нь Л-ти): асоциальные роли в соц. группе и коллективе; б) социальные роли в соц.-историч-их общностях(народ, класс); Л-ть в узком смысле- ур-нь ИИ, где осущ. самые главные выборы (самоопределен.). Изучение ИИ проходит по четырем уровням: 1) изучение нейродинамического ур-ня (оцениваются свойства НС с help опросника Стреляу). 2) изучение психодинамического ур-ня (оцениваются св-ва темперамента с help опросника формально-динамических св-в индивид-ти В.М. Русалова и опросника Г. Айзенка). 3) изучение личностного ур-ня (оцениваются св-ва Л-и с help 16-факторного опрос-ка Кеттела, опрос-ка FPI, опросника К. Леонгарда, опрос-ка мотивацион. сферы по Ладанову, теста самоактуализации и теста Лири); 4)изучен. соц-но-Y-ro ур-ня (с помощью методики УСК (уровень субъективного контроля)). Мерлин: чел. - это ИИ, т. е. взаимосвязь ряда св-в, относящихся к нескольким иерархич-м ур-ням, подчиненным разл. закономерностям. Напр., интегральным явл. изучение связи св-в НС и св-в темперамента или связи св-в Л-ти и в/отношений в соц. группе. Так, для нейродинамич. ур-ня такими образцами явл. показатели силы и динамичности нервных пр-сов; для психодинамич. - экстраверсия и эмоциональность; для социально-психол. - ценностные ориентации и межЛ-ные отношения. Во всякой хар-ке любого иерархич. Ур-ня (биохим., физиол., Y-ого) есть типичное, общее для определ. группы людей, и нечто индивид-но-своеобразное, присущ, только 1-му челу. Осн. проблема Y-ии Л-ти сост. в определен. соотношения соц-но-типичных и индив-но-своеобразных черт. Социально-типичное - это обобщенное отношение к определ. сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности. В индивидуальное включены 2 группы психич. особ-тей. Чая группа - св-ва индивидуума (св-ва темпер-а и индивид, качественные особ-ти психич. пр-сов). Ко 2ой группе индивид, особ-тей относ-ся: 1) устойчивые и постоянные мотивы действий в определ. ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). 2) индивид, черты хар-ра : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость. 3) св-ва восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых завис, продуктивность Д-ти. Все индивидуальное в Л-ти., возникая на почве психич. св-в индивидуума, формируется в зависти от ее определ. социально-типичных отношений. Индивид, и социально-типичное - это не разные группы свойств Л-ти., а разл. стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом Л-ти. явл. св-ва, кажд. из а-ых есть выражение и спос-ти, и хар-ра, и направлен-ти. Т. о., структура Л-ти. представляется как в/связь и организация св-в Л-ти.
ИС опред-ся св-ми dif иерархических ур-ней ИИ- нейродинамич-ми, психодинамич-ми, отношениями Л-ти. Стиль Д-ти- это интегральная хар-ка индивид-ти. Обнаруживается значимая связь м/у способами работы и нейро- и психодинамическими св-ми работника. Это связь есть типологически обусловленный стиль Д-ти. Связь ИСД со св-ми типа НС и темпер-та проявляется у рабочих, ищущих наилучшие приемы, соответствующие его индивидуальности. А индив-ные особ-ти руководителя существенно обусловлены не только его нейродинамическими и психодинамич-ми св-ми, но и соц-ным статусом, в/отношениями в коллективе, соц-но-нравственными нормами, т.е. очень многими иерархическими ур-ми индивидуальности. Осущ-ие социально типичного невозможно иначе, чем посредством жизнеД-ти и Д-ти чела, иначе, чем посредством ИИ. ИИ- это форма реального бытия чела как общественного сущ-ва.
В ИСД представлены dif иерархические ур-ни. ИС завис, от св-в типа НС, от биохимических св-в, от направленности Л-ти. Но ИС труд. Д-ти в массовых профессиях стал подлинной хар-кой индивидуальности рабочего только на определенной стадии технич-го прогресса, при широком внедрении в пр-во автоматизированных и автоматических средств труда.
50. Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании
1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы отличаются др. от др. по форме, по-разному ориентированы в пространстве и соединяются др. с др. в разных сочетаниях. *ч-к состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа (причина активности тела) - состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, т.к. они придают движение телу. *после смерти ч-ка тело уже не может служить оболочкой для этих атомов, и душа рассеивается в воздухе, а потому душа тоже смертна. *душа есть и у живых существ. Разница м\у чел-м, жив-ми, и более низкими формами жизни не качественная, а количественная-у ч-ка атомов души >, чем у животных. *душа нах-ся в нескольких частях тела-в голове(разумная часть), груди(мужественная часть) и в органах чувств. *душа не существует вне тела. Арисдвтель-«трактат о душе». Душа- форма живого органического тела, суть тела, делает тело живым (без души тело -труп); -то, что позволяет телу сущ-тъ; - причина и цель всех действий тела. Все эти понятия Аристотель объея-ет в понятие «энтелехия». Идеалистич. направление -Платон: Душа-- *выступает в качестве начала, посредствующего м\у миром идей и чувственных вещей; Существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. В своем первобытном состоянии оно составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве;