Смекни!
smekni.com

Педогогика и психология (стр. 11 из 18)

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творчес­кой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единица­ми конкретной информации в определенной области, их перемещением

в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения ори­гинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в бу­дущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне вре­менных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельно­стью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное во­ображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного вооб­ражения, при котором происходит конструирование новых образов, пред­ставлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие собы­тия, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически сло­во «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе зна­ния или предугадывания логики развития событий.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред­ставляющие ценность для других людей или общества в целом и кото­рые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные про­дукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различ­ных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — от­рицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробля­ется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыс­лимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычле­ненных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассив­ного воображения направлены на усиление и сохранение положитель­но окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмо­ций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, ко­торое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, яв­ляются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.


20. РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ И КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось рече­вое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык— система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, по­скольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое пред­ставляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальной сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл - это отраже­ние в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личнос­тный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство суще­ствования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя пер­вую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшеству­ющими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказы­вать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведе­ния, важные для его деятельности, на которые он будет ориентировать­ся немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельно­сти связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятель­ность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобще­ния, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуни­кации животных. У человека со словом связано представление о пред­мете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспри­нимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функ­ция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на кон­такты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тес­но связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отно­шение говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и моно­логическую) и письменную. Диалог - это непосредственное обще­ние двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развива­ется в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по срав­нению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.

Письменная речь представляет собой разновидность монологичес­кой речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.