Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство умственно отсталых школьников находятся на низком и среднем уровне развития зрительной памяти. Их память характеризуется замедленным запоминанием, быстрым забыванием. При этом, запомненные моменты воспроизводятся отрывочно, неточно.
Следующим шагом было проведение диагностики внимания.
Методика №2 "Домик" (Н.И.Гуткиной)
Предварительно умственно отсталые школьники были разделены на 2 группы, что позволило провести сравнительный анализ развития внимания.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 7 лет (в нрме). В данном случае она была использована для выявления особенностей внимания умственно отсталых учащихся 3 класса.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.
Ошибками считаются:
а) отсутствие, каких либо детали рисунка.
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
в) не правильное изображение элементов рисунка.
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены
ж) залезание линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Более 3 балов – удовлетворительно, более 7 балов – неудовлетворительно.
Методика "Домик" выполнена без ошибок только одним ребенком, Сашой Б. Его рисунок, можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.
У других детей, присутствуют многочисленные ошибки. В основном умственно отсталые школьники показали результаты в пределах 1 – 7 балов, что говорит о низком и среднем уровне развития внимания. Эти дети не воспринимают большинство мелких деталей, часто просто не до конца выполняют задание, отвлекаются, что говорит о быстрой истощаемости.
На рисунке 2.1. наглядно представлены результаты исследования. 6 детей 1 группы показали удовлетворительные результаты, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития внимания.
Рис. 3.1. Результаты обследования развития внимания по 2-м группам.
Во 2 группе результаты, аналогичны первой группе. Удовлетворительно задание выполнены пятью умственно отсталыми школьниками. На неудовлетворительно задание выполнили 6 учащихся специальной школы.
Методика № 3 «Цыплята»
Методика дает представление о сформированности абстрактно – логического мышления. Она является модификацией известных тестов Г.Айзенка.
Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.
«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они – браться и сестры, поэтому потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».
За каждую правильно найденную закономерность начисляется 1 балл.
Максимальная оценка за выполнение задания – 3 балла.
Соответственно 0- баллов – низкий уровень, 1-2 средний, и 3 высокий.
Результаты проведенной методики занесены в таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Уровень мышления
Уровни развития мышления | |||
низкий | средний | высокий | |
Группа (24 чел) | 17 | 7 | 0 |
100% | 70,8 | 29,2 | 0 |
Проведенное обследование мышления показало, что как и другие познавательные процессы мышление умственно отсталых школьников находится на среднем уровне. Около 30 % детей получили 1- 2 балла. Высокий уровень никто не показал. Остальные дошкольники (70,8%) показали низкий уровень развития абстрактно-логического мышления. Таким образом, можно говорить почти что о полном отсутствии абстрактно-логического мышления у данной группы умственно-отсталых школьников. Лишь 7 школьников показали, что их мышление в целом находится на достаточном для обучения в школе уровне, хотя и их мышление слишком конкретно, они не могут абстрагироваться и точно выполнить задание. Кроме того их мышление показывает, что они не могут уловить сходство между цыплятами.
Для развития познавательных процессов умственно отсталых школьников необходимо комплексно подойти к занятиям с детьми, поэтому проведенные занятия были направлены на развитие отдельных сторон познавательной сферы, с учетом особенностей умственно отсталых детей. Средством для развития познавательных процесссов являются дидактические игры.
Дидактические игры на развитие внимания, памяти, речи
Что изменилось?
Цель: Тренировать наблюдательность и внимание
Ход: Играть лучше всего группой из 7, 8 или 9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Вызываем двух детей, ставим их лицом к шеренге и предлагаем запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты.
После этого участники соревнования удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм и прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом обувью или головными уборами, поменять прическу и т. д. Затем по очереди вызывают участников соревнования. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.
Можно видоизменить эту полезную и увлекательную игру (занятие может быть индивидуальным): необходимо разложить на столе перед ребенком примерно 10 предметов, попросить его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем попросите ребенка ответить, что же изменилось?
Игра - Отгадай-ка!
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи
Цель: тренировать внимание, речь, память.
Ход игры: Можно играть как с группой, так и с одним ребенком. Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
После того как педагог объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали предмет, водящий дает в руки любому играющему камешек как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает камешек в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.
Воспитатель следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему произнести достаточно полное описание предмета.
Пуговицы
Дидактическая игра для развития воображения, внимания, памяти.
Цель: развивать наблюдательность, внимание, память.
Ход игры:
В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.
У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.