Содержание
Введение
Глава 1. Основные теории времени в экзистенциональной психологии
1.1 Основные направления изучения экзистенциональной психологии
1.2 Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
1.3 Особенности восприятия времени человеком
Глава 2. Особенности восприятия времени в различных состояниях человека
2.1 Изменение восприятия времени, обусловленное сном
2.2 Изменение восприятия времени, обусловленное приближением гибели
2.3 Анализ личных ощущений людей при холотропном дыхании
Заключение
Список использованной литературы
Время представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Современная наука говорит о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.
С новой остротой ставит проблематику психологии времени возросшее количество ситуаций неопределенности, риска, усложнение социально-психологического профиля жизненных задач, стремительность старения знаний на фоне роста информации и мн. др. Что влияет на умение и способность использовать время? Как человек распоряжается этим ресурсом?
Обзор литературы по проблеме показал, что проблема восприятия времени и активности человека находила интересные методические решения и разнообразную нюансировку [5, 7, 9, 15, др.].
Наиболее плодотворным является направление, связанное со способом жизни (Л. Кублицкене, В.Ф. Серенкова, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, др.). Например, было показано, что обыденный способ жизни характеризуется суженностью временного кругозора, поверхностным, односторонним и стереотипным характером восприятия событий, социальной пассивностью, зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей. Представителям более действенного способа жизни - энергичным натурам с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным стилем мышления также присущ узкий, ограниченный и свернутый временной кругозор, они живут, в основном, заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер. Людям с созидательно-преобразующим отношением ко времени (и жизни в целом) присуще глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, продуктивность и плодотворность жизнедеятельности, оптимальное распределение и использование времени для различных дел. То есть, ценностные аспекты влияют на особенности восприятия и распоряжения временем.
Наряду с ценностно-потребностными ориентациями, специфику восприятия времени определяют и другие факторы. Влияют такие признаки, как преобладающее настроение, его знак, тип и уровень выраженности (С.В. Зимина); подвижность (многие из тех зон мозга, которые отвечают за определение времени, играют ключевую роль в контроле движений и в подготовке к действию (Д. Кулл, Т. Шарма)); пол (мужчины и женщины по-разному воспринимают время в разные периоды жизни (Б. Нойгартен, Н.Г. Черепанова)); самооценка (если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста, если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе (Е.В. Некрасова)); медикаменты и др. средства, оказывающие воздействие на ритмику организма, влияют на восприятие течения времени (Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон). К другим факторам относят: взросление человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образование, индивидуальные характеристики (тип ВНД, доминирующее полушарие в работе мозга, ведущий анализатор и др.), личностные характеристики (доминирующие отношения, определяющие направленность и степень продуктивности внимания, памяти, мышления, воображения, способности и др.) [1].
Тем не менее, отсутствуют работы, в которых ставилась бы проблема активности человека и восприятия времени, определяемого через события. В психологии можно определять время через события (прошлые, настоящие, будущие) [4, 14 и др.]. Событием называют явление или действие, имеющее как психическую (ментальную, душевную) природу, так и природно-материальную основу (поступок, общественно-исторический факт). В этой логике событием можно считать «переживание» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), «пиковое переживание» (Laski; Maslow).
Зависит ли восприятие времени от жизненной активности человека? Можно ли выявить частоту событий в различные возрастные периоды и по ним анализировать специфику восприятия и организации человеком времени собственной жизни? Как восприятие времени людьми разного возраста влияет на распоряжение временем своей жизни, на оценку ее качества и продолжительности? Для ответа на эти вопросы было проведено исследование.
Все это определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования – рассмотреть понятие времени в экзистенциальной психологии.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные направления исследований экзистенциональной психологии,
- проанализировать понимание времени в экзистенциональной психологии,
- рассмотреть конкретные случаи, описанные людьми, пережившими пограничные состояния.
Глава 1. Основные теории времени в экзистенциональной психологии
1.1 Основные направления изучения экзистенциональной психологии
Проблемы смысла жизни традиционно считаются предметом философии. Философы решают вопросы о том, что есть смысл человеческой жизни, каким он должен быть и т.п. Философия обращает свое внимание на содержание смысла. Однако вне ее внимания остаются иные аспекты: как и при каких условиях, происходит обретение, изменение и утрата смысла жизни, какие функции он выполняет, и какое место он занимает в структуре личности. Иными словами, философия не занимается рассмотрением смысла в отрыве от его содержания. Эта часть является предметом психологии.
В рамках наличной системы психологических наук пока нет четко очерченной специальной дисциплины, которая ориентировалась бы на строго жизненно-смысловые проблемы (часть таковых берет на себя теория мотивации, которая рассматривает всю иерархию мотивов - от биологических до идеологических).
В послевоенные годы сформировалось новое течение – экзистенциализм. Зародилось оно в кругу участников французского сопротивления немецкой оккупации, и его первыми авторами были Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Источниками их идей стала экзистенциальная философия, разработанная в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. Напряженный 20 век подкрепил интерес к данному направлению и обогатил экзистенциональную психологию работами Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова.
Считается, что экзистенциональная психология – это порождение социального и духовного кризиса цивилизации, которое проявилось в 20 век. Однако данной направление психологии отражает идеи Ф. Ницше, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Также основные идеи экзистенциональной психологии можно найти в работах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки.
Существенные предпосылки экзистенциальной психологии были разработаны в концепции "человеческого проекта" испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (Ortega у Gasset; 1883 - 1955) и в экзистенциальной аналитике немецкого философа Мартина Хайдеггера. Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал свою версию феноменологии, которая стала конкурировать с концепцией учителя. Отличие феноменологии Хайдеггера состоит в том, что он применил категорию интенциональности не к сознанию, а к бытию. По Хайдеггеру, бытие интенционально, то есть нет и не может быть чистого бытия (ложной абстракции, которая была введена Сократом и Платоном), но бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. В свете этого главным предметом философствования ("фундаментальной онтологии") становится человеческое существование - экзистенция. Хайдеггер стал основоположником и крупнейшим представителем экзистенциализма. Интенциональность бытия человека выражается в его экзистенциалах, к которым относятся страх, надежда, забота и т.п. Это значит, что нельзя просто существовать, но существование всегда есть забота о чем-то, страх чего-то, надежда на что-то и т.п. Бытие, таким образом, всегда выступает как включенность в некое иное бытие, как присутствие, "вот-бытие", "здесь-бы-тие", "бытие-в-мире" - Daseln. To же, что понималось под бытием в западной философии, есть не подлинное бытие, а сущее, то есть разрозненное, атомарное "прозябание" предметов, лишенных своего места в бытии. Различение подлинного бытия и сущего касается и человека, который может забыть о своей экзистенции и воспринимать свою собственную жизнь как совокупность фрагментов времени, наполненных фрагментарными же, разрозненными предметами и отношениями. Такое состояние Хайдеггер определяет как безликость (Man); при этом человек, например, не воспринимает конечность своего существования, смертность, поскольку череда фрагментов не предполагает своего окончания (оно может быть видно лишь с точки зрения целостности жизни); умирают только другие. Поворот человека "лицом к смерти" должен, по Хайдеггеру, вернуть человеку его экзистенцию [по 3].
Dasein -фундаментальное понятие экзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существования базируется на этом понятии. Dasein - не принадлежность или свойство человека, не часть бытия наподобие фрейдовского Я или юнговской анимы; это человеческое существование, взятое как исчерпывающая целостность. Когда, например, Медард Босс использует термин Daseinanalysis, он имеет в виду тщательное рассмотрение специфической природы человеческого существования или бытия-в-мире. Dasein - немецкое слово, используемое Хайдеггером в противопоставление Vorhandsein, которое относится к существованию предметов, а не людей.