Разумеется, индивидуальность человеческой личности сохраняет на себе отпечаток своей природной, биологической организации.
Природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы...
Из книги С.Л. Рубтштейна "Основы общей психологии". В 2-х частях ( -М., 1989, с.95-97)
Все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражаются, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания и т.д. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. При изучении эмоций было установлено, что чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непрерывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Когда определенная полоса или эпоха нашей жизни безвозвратно отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с этим сменяется весь строй эмоциональной жизни. Связь чувств с настоящими установками личности существеннее, чем связь с их прошлыми чувствами. Поскольку между новыми и старыми чувствами сохраняется преемственность, она определена и обусловлена в меньшей степени, применимо к организации волевой жизни и к любой аналитически выделенной стороне психики.
Тот факт, что психические процессы человека - суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Так, процесс восприятия превращается у человека в более или менее сознательно регулируемый им процесс наблюдения, и в этом именно проявляется существенная особенность подлинно человеческого восприятия.
Таким образом, вся психология человека в той трактовке, которая была ей здесь дана, является психологией личности. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности, но от психических процессов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяют направленность личности, ее способности и характер, составляют основания самой личности и определяют ее психологический облик.
Из книги А.В. Дулова "Судебная психология" (-Минск, 1975, с. 141,142)
...С необходимостью изучения личности приходится сталкиваться при решении самых различных вопросов. Это дает возможность понимать поступки и действия человека, выяснять причины изменения его поведения, правильно строить взаимоотношения, определять пути и способы воздействия на него. Важно изучать не только отдельные психические процессы и состояния при совершении действия, но и более стойкие, более глубокие психические свойства личности, что должно давать возможность прогнозировать ее отношение к процессу расследования, отдельным действиям, общениям.
Изучение личности всегда не сама цель, а средство для достижения определенных целей данной стадии осуществления правосудия.
Изучение личности правонарушителя имеет целью не только выявление в нем отрицательных свойств, привычек, потребностей. Всегда имеется и цель выявления положительных свойств, сторон характера, которые следует развивать, на которые следует опираться при работе с правонарушителем...
Из книги В.Л. Васильева "Юридическая психология":
...Индивидуальный темперамент человека - всегда сложное явление. Не каждый человек может быть отнесен к одному из четырех типов темперамента... Эти четыре типа, по словам И.П.Павлова, "наиболее частые и резкие", их "действительность отчетливо выдвигает". Но условия жизни, воспитание, деятельность свидетеля, потерпевшего, обвиняемого вносят в темперамент и тип высшей нервной деятельности свои "поправки".
Следователь в массе людей, с которыми он сталкивается, встречает многочисленные промежуточные и переходные типы нервной деятельности, а следовательно, и типы темперамента... Каждое отдельное свойство темперамента зависит не от какого-либо одного, а нескольких различных свойств нервной системы. Поэтому при различном количественном соотношении с развивающейся личностью. То же, внешние свойств нервной системы качественно изменяются и свойства темперамента.
По данным современной физиологической и психологической науки, существуют около 72 таких промежуточных и переходных типов. Поэтому большинство людей лишь условно можно отнести к одному из основных типов темперамента. Чаще люди имеют черты двух или трех темпераментов, т.е. обладают смешанным темпераментом... По мере развития личности в зависимости от воспитания, образа жизни и деятельности происходит изменение и маскировка типа нервной деятельности, черт темперамента.
Как следователю определить темперамент свидетеля и потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого? Ответ на этот вопрос дает И.П.Павлов: "Темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума". Значит темперамент проявляется в различных видах деятельности людей, о которых следователь может получить сведения путем опроса знакомых, сослуживцев, истребованием характеристик и личных наблюдений...
Из книги Э. Фромма «Психоанализ и этика»:
...Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляют самую суть его характера, следовательно, характер можно определить как (относительно постоянную) форму, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации (Под ассимиляцией Э. Фромм понимает приобретение и потребление).
Такая канализация психической энергии имеет важную биологическую функцию. Поскольку действия людей не определяются целиком и полностью врожденными образами инстинктивного поведения, то жизнь оказалась бы неустойчивой, хрупкой, если бы при каждом действии, при каждом поступке человеку надо было бы долго думать, прежде чем принять решение. На самом деле многие действия должны совершаться гораздо быстрее, чем это позволяет скорость сознательного обдумывания... Человек научается действовать полуавтоматически с помощью приобретения навыков мышления и поведения, понимаемых как условные рефлексы. Хотя такой взгляд и справедлив, он игнорирует то обстоятельство, что наиболее глубоко укорененные привычки и установки характерны для человека и не поддаются значительным изменениям со стороны общей структуры характера: они являются выражением особой формы, в которой энергия канализируется в структуру характера. Характер может рассматриваться как заместитель инстинктивного аппарата животных. Раз энергия канализируется определенным образом, то поступки совершаются индивидом в "точном соответствии с характером". Скажем тот или иной характер может быть нежелательным с этических позиций, но он позволяет по меньшей мере действовать последовательно и освобождает от бремени необходимости каждый раз вновь обдумывать свои решения. Человек тогда может организовать свою жизнь в соответствии со своим характером и тем самым достигнуть определенной степени соответствия между своим внутренним и внешним миром. Более того, по отношению к человеческим ценностям и идеям характер выполняет селективную функцию. Большинству людей кажется, что их идеи не зависят от эмоций и желаний, а представляют собой результат логического осмысления реальности; им кажется, что их отношение к миру подтверждается их идеями и суждениями, тогда как в действительности последние сами являются результатом их характера, как впрочем, и все их действия. Это "подтверждение", в свою очередь, способствует стабилизации структуры характера, поскольку создает для последнего видимость правоты и здравомыслия.
Однако характер не только обеспечивает последовательное и "разумное" поведение индивида; он одновременно является и основой приспособления человека к обществу. ...Тот факт, что большинство членов социального класса или культуры разделяют существенные свойства характера, а также то, что можно говорить о "социальном характере", как о характере типичном, свидетельствует о степени влияния социальных и культурных моделей на его формирование. Однако мы должны отличать социальный характер от индивидуального, разного для всех людей, даже принадлежащих к общей для них культуре. Эти различия порождены отчасти различиями физической и психической ориентации личностей родителей, отчасти окружающей средой, в которой ребенок рос. Но они порождены также и различиями в конституционной организации индивидов, в особенности их темпераментов. Генетически формирование индивидуального характера определяется наложением жизненного опыта, индивидуального и социального, на темперамент и физическую конституцию. Если поведение существенным образом определяется характером человека, то измениться он может только при коренных изменениях в самом характере...
2. Правосознание и ответственность личности
Под правосознанием, в широком смысле слова, понимается весь правовой опыт личности, группы, общества. В первую очередь, к нему относится механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального поведения.