Однако современное определение «американской мечты», данное в популярном «Политическом словаре» Уильяма Сефайра (Safire’s New Political Dictionary. Random House, New York, 1993), все еще весьма апологетично: «Американская мечта – идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации. Если американская система – это скелет американской политики, то американская мечта – ее душа». Впрочем, большинство политологов сходятся во мнении, что дать четкое определение этому весьма размытому термину весьма затруднительно. «Американская мечта, — пишет, например, историк Ф. Карпентер, — никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». С одной стороны, в этом понятии очевидна его земная, материальная составляющая, связывающая американскую мечту с этикой преуспевания: Трагедия Гэтсби в том, что его романтические иллюзии связаны с так называемой "американской мечтой", подчинённой идее материального преуспеяния… (БСЭ); Что такое американская мечта? Это мечта о том, как сделать побольше денег. Американская материалистическая философия становится преобладающей доктриной для современного мира и т. п. С другой стороны, достижение успеха (в том числе и материального) всегда связано здесь с упорным трудом. Так что такое американская мечта? Работать до седьмого пота и стать миллионером. "Американская мечта" - это взлет от нищеты к роскоши через упорство, труд, напряжение и т. д.
Кроме того, в понятии «американская мечта» заложено представление о том, что преуспеть в жизни способен каждый человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием, - и притом преуспеть вполне честным путем. Большинство современных философов, анализировавших феномен «американской мечты», приходят к выводу, что ее основой является принцип индивидуальной свободы – свободы самовыражения, творчества и предпринимательства. Иначе говоря, эта вполне «земная» мечта о материальном изобилии базируется на некоем идеальном представлении о жизни, «национальном идеале, где каждая этническая группа может свободно жить, думать и действовать, насколько позволяют им их способности и желания»
Таким образом, зона внимания в понятии «успешность» окончательно переместилась в сторону личных качеств человека.
3. Современное представление об успешности
В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться и др.
3.1 Иерархия потребностей человека - корень понимания успешности. Дауншифтинг
Физиологические потребности: то, что необходимо человеку для поддержания жизни, — еда, вода, пристанище, секс. Эти потребности потому так важны, что без их удовлетворения сама жизнь индивидуума — а значит, и всего человечества — находится под угрозой исчезновения. Более того, жизнь так скучна без этого!
Потребность в безопасности: к этому уровню относятся чувство защищенности, безопасная рабочая среда, охрана труда, стабильная заработная плата. (Интересно, может ли кто-нибудь похвастаться, что его работа именно такая?)
Социальные потребности: человек нуждается в социальном взаимодействии с другими индивидуумами, стремится быть частью команды, хочет испытывать любовь и дружбу других представителей рода человеческого. Конечно, кое-кто из нас, к сожалению, вынужден подолгу находиться в специальных помещениях для "охлаждения" чересчур буйных личностей — в тюрьмах и на гауптвахтах!
Потребность в признании: люди хотят чувствовать, что они сами и их деятельность ценятся другими. Это заставляет их искать признания своих заслуг и уважения со стороны посторонних людей.
Потребность в самовыражении: эта потребность берет свое начало в поиске смысла существования. Она занимает самый высокий уровень в иерархии Маслоу и может быть достигнута только после удовлетворения всех других ступеней пирамиды потребностей.
Индивидуум это интегрированное, организованное целое. В соответствии с этой концепцией удовлетворение потребности освобождает организм от гнета потребностей физиологического уровня и открывает дорогу потребностям социального уровня. Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, если достижение связанных с ними парциальных целей не представляет проблемы для организма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведение человека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению. Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности – 70%, потребность к расположенности группы – на 50%, потребность в уважении, одобрении – на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц. Человек может достичь полной реализации в некоторых из жизненных сфер и быть полностью деградированным в другой. Таков удел многих и многих великих людей, о чем писал Ломброзо в своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство». Большинство же людей получают взамен так называемой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей, попадая в любимую величину «нормального распределения». Впрочем, это еще требует своего пристального изучения.
Большую часть человеческих потребностей невозможно изолировать, подавляющее большинство из них не имеет локальной соматической основы. Практически ни одна из потребностей не возникает обособленно, в отрыве от других. (Если человек хочет заработать денег, это вовсе не означает, что его радует шорох купюр и звон монет).
Таким образом, мы видим, что у каждого индивида свой «комплексный обед», который он «подбирает» исходя из собственных желаний. Некоторые предпочитают реализовывать одни потребности в ущерб другим (успешная карьера - в ущерб счастливой семье и здоровью, или семья в ущерб профессиональной самореализации), другие стараются реализовать весь объем потребностей, иногда в ущерб ярким достижениям.
С 80-х годов 20 века набирает силу такое явление как «дауншифтинг». Даунши́фтинг (англ. downshifting, игра на понижение) — сленговый термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Причисляющие себя к дауншифтерам склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т. д., взамен ориентируясь на жизнь ради себя и/или семьи.
В классическом понимании дауншифтинг — это всегда выбор между доходами и стрессами и душевным комфортом за меньшее вознаграждение. Обычно, уходя из бизнеса или со стрессовой работы, люди преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения или на семью. Очевидны идеологические параллели с культурой хиппи, философией нью-эйдж, буддизмом.
Дауншифтинг является очевидным протестом против идеалов общества потребления, и появление его — следствие ряда серьезных недостатков последнего — главным образом, отрицания необходимости развития человека как личности (по Марксу — 3-я степень отчуждения — «отчуждения человека от его человеческой сущности»).
Классический западный дауншифтинг (с понижением доходов) – это всегда революция в ответ на требования компании. Дауншифтер – корпоративный бунтарь, неожиданно подставляющий свою компанию (да и отрасль в целом). Таких не берут в космонавты, то есть в Procter&Gamble, Mars и прочие цитадели коммерческой стабильности. Самое интересное, что как раз такие компании и являются основными производителями дауншифтеров – корпоративная этика требует многого, давая взамен лишь деньги и статус, значащие для человека далеко не всё. Вместе с солидными заработками, красивой жизнью и уважением окружающих нередко настигает целый букет заболеваний – результат «сгорания на работе». Дауншифтинг в таких условиях является, как правило, вынужденным, о нем задумываются, лишь когда вопрос встает ребром: или карьера, или здоровье. Чуть менее важным основанием для отступления является стремление минимизировать юридические риски – «меньше знаешь – лучше спишь» (меньше будет способов придраться к тебе у представителям власти). Желание проводить больше времени с семьей и детьми или посвящать себя любимому делу тоже приводит людей к идее ограничить свои аппетиты на работе.
В данном случае мы имеем картину, когда человек отказывается от одних потребностей (отличная карьера, деньги, высокий статус, влияние) в угоду другим (творчество, семья, здоровье, интересное общение). Кстати, на этих принципах иногда люди делают себе блестящие карьеры. Например, известный дизайнер Вивьен Вествуд в 60-года прошлого века была подругой известного рок-музыканта и однажды сшила ему штаны для выступлений. К ней стали обращаться с просьбами сделать костюмы. А сейчас это одна из успешнейших дизайнеров с многомиллионным оборотом и мировой популярностью. Но бизнес изначально не был ее целью, она делала то, что ей интересно и приятно.
3.2 Внешние и внутренние критерии успешности. Мотивация – как один из важнейших факторов успешности
Человек существо желающее. Он крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности. Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни. Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие потребности, более фундаментальные. Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожали землетрясения и наводнения, если бы вы все время ощущали на себе ненависть окружающих, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться. Поэтому для понимания рассматривать потребности надо в ситуации стабильности и сытости, то есть когда базовые потребности в пище, безопасности и здоровье удовлетворены.