Этапы развития личности носят закономерный характер и могут быть поняты как результат перестройки психических процессов ребенка под влиянием его социального опыта. Возрастной этап характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка, которая определяется направленностью. Потребность в новых впечатлениях является ведущей для психического развития в онтогенезе, на основе которой развиваются другие потребности - в общении, в деятельности и т. д.
Внутренняя позиция, определяемая как система потребностей и стремлений ребенка, подвергается изменению под влиянием конкретных обстоятельств жизни.
Внутренняя позиция выражает отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он претендует. Стремление ребенка сохранить или изменить как объективно занимаемое положение, так и свою внутреннюю позицию, определяет реальное состояние мотивационно-потребностной сферы.
Интенсивное развитие всей мотивационной сферы характерно, по периодизации Д.Б. Эльконина, для младенчества, дошкольного возраста, подросткового возраста, где происходит преимущественное овладение ребенком нормами межчеловеческих отношений, задач и мотивов деятельности. Отмечено, что могут быть сензитивные этапы для отдельных сторон мотивационной сферы - целеполагания, социальных и познавательных мотивов и др.
Итак, теоретическое понимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании и учете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этих потребностей с учетом возрастных особенностей.
VIII. Самосознание личности как социального субъекта
1. Социальные детерминанты самосознания
Самосознание - относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представлений индивида о самом себе, включающая изначальные основы самосознания (притязания на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; притязания на социальное признание; притязания на признание своей сущности как представителя пола); историю их развития во времени (прошлое, настоящее, будущее) и существование в социальном пространстве (самость личности, долг перед людьми, права среди других) .
Наиболее близкими к понятию «самосознание» являются понятия «Я -концепция», «Я - эго», «Я - образ». Термин «Я - эго», «Я - образ» чаще трактуется как результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой в отношении прошлого, настоящего и будущего. Понятие «Я» всегда соотносится и нередко даже сливается, с одной стороны, с понятием личности, а с другой - с понятием самосознания. «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В тоже время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым.
Самое общее значение термина «Я» - самость, т.е. интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость - это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания. Понятие идентичности, широко употребляемое в психологической и социологической литературе, обозначает не формальное тождество субъекта самому себе («Я»=«Я»), а его осознанную принадлежность к определенной категории людей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.п.), т.е. некоторый аспект личности и ее самосознания.
Исходя из анализа понятийного ряда, выделяют следующие функциональные характеристики феномена «самосознания»: осознание представлений о самом себе; понимание самого себя; образ себя; отношение к себе; признание себя на индивидном, субъектном, личностном уровнях; ощущение себя, своих состояний; приобретение жизненного опыта; переосмысление жизни; определение мотивов действий, новых связей между различными функциями.
Другое условие взаимосвязи всех компонентов самосознания есть познание внешнего мира. При этом самосознание развивается и наиболее полно и адекватно осуществляется в процессе активного воздействия на внешний мир и его познания. Лишь в процессе осознания внешнего мира и, прежде всего, социального мира и в меру этого осознания осуществляется наиболее полное и адекватное самосознание. По мнению Мерлина, благодаря обусловленности самосознания коллективной деятельностью и познанием внешнего мира, отдельные его компоненты в большей или меньшей степени соответствуют друг другу, согласуются друг с другом, образуют органическое единство, целостность самосознания. Взаимная связь компонентов самосознания определяется их взаимным влиянием друг на друга, при этом нарушение одного из компонентов может сопровождаться нарушением других. Самосознание становится определяющим фактором развития личности только тогда и только в той степени, в какой оно совпадает с направлением общественного сознания.
2. Фрустрация и компенсаторные реакции
Фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. В применении к животным определение таково: фрустрация - состояние животного, выражающееся в характерных реакциях и вызываемое трудностями, которые возникают на пути к удовлетворению биологических потребностей. Необходимость двух определений диктуется тем, что животное - биологическое существо, а человек - общественное, и фрустрация имеет разную значимость и разные причины у человека и животного, хотя есть и много общего в этом состоянии, как провоцируемом „барьерами“, которые блокируют деятельность. Имеются попытки возвести явление фрустрации в ранг совершенно закономерных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и личности. Так, Майер считает, что поведение животного или человека зависит от двух потенциалов. К первому из них относится «репертуар поведения», определяемый наследственностью, условиями развития и жизненным опытом. Второй потенциал составляют избирательные или отборочные процессы и механизмы. Они, в свою очередь, подразделяются на действующие при мотивированной деятельности и возникающие при фрустрации. Первые функционируют, когда деятельность направлена на достижение цели на основе соответствующих мотивов, одним из которых (весьма важным) является удовлетворение потребностей. В таких случаях поведение всегда есть путь к решению задачи. Совсем другие избирательные процессы и механизмы имеют место при фрустрации: в то время как мотивированное и целенаправленное поведение отличается вариабельностью, конструктивностью или зрелостью и «упражнениями в свободе выбора», нецеленаправленное поведение, характерное для фрустрации, отличается чертами деструктивности, ригидности и незрелости. Возникает сомнение по поводу того, можно ли считать фрустрацию ничем не мотивированной. Если под ней понимать, как этого хотят, например, Чайльд и Уотерхауз, внешнюю причину (барьер или обструкцию), то возможно одно из двух: или этот барьер преодолевается, и в таком случае поведение будет не просто мотивированным, но и мотивированным разумно, или же барьер вызывает нецелесообразное, а иногда и, действительно, деструктивное поведение. Но и тогда нельзя сказать, что поведение ничем не мотивировано и никакой цели не преследует. Уже одно то, что оно отнесено к избирательным формам поведения, свидетельствует, что в нем имеется своя мотивировка.