В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Мы рассмотрели особенности представления себя другим как способ самопознания. Самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его событие. Внутренние противоречия не мешают, а сосуществуют, понимаясь как этапы некоторого единого процесса становления, экзистенции и компоненты единой и целостной структуры. Целостность обеспечивает познание не только отдельных своих качеств или психических процессов, а целостного «Я». Прошлое, настоящее и будущее понимаются как взаимосвязанные. Поэтому понимается важность не только сиюминутных «Я», но устремленность «Я» в будущее и учет духовной традиции. Истинное «Я» здесь – это онтологический феномен бытия, соответствующий экзистенциальным законам бытия.
При этом подходе человек понимается как незавершенный, до конца не определенный, открытый в свободном акте самопознания, а следовательно достигается подлинность бытия.
Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. В Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.
Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания.
Полученные в результате экспериментального исследования данные позволяют нам сделать некоторые выводы.
1. Представление себя другим выступает как своего рода «примеривание» на себя других обличий, других жизней. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Вненаходимость другого позволяет увидеть себя и свое развитие в перспективе. Таким образом, с помощью представления себя другим осуществляется самопроектирование, а также самопознание.
2. В ходе нашего исследования мы смогли еще раз убедиться, что далеко не все потребности и желания субъект способен реализовать в реальности. Представление себя другим позволяет человеку реализовать любые свои мечты, даже самые фантастические. Кроме того, представление себя другим дает человеку возможность не только реализовать свои протребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни, но и увидеть в этих желаниях и обстоятельствах самих себя, т.е. осуществляется самопознание.
3. В ходе нашего исследования мы обнаружили, что большинство образов других берется из разнообразных культурных текстов. Испытуемые использовали различные источники:
1) тексты, которые в течение длительного времени очень широко были распространены в культуре и смогли «устояться»;
2) тексты, получившие широкое хождение в культуре в определенный исторический период;
3) тексты, не являющиеся пропагандируемыми и частотными, но отобранные субъектом из его опыта.
Итак, мы можем сделать вывод, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.
4. В экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпретации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. Представление себя другим позволяет расширить самоописание, а следовательно, человек лучше представляет, каков он есть на самом деле. Т.е. осуществляется самопознание.
Таким образом, можно сделать вывод, что представление себя другим является одним из способов самопознания. Гипотеза нашего исследования доказана.
Полученные в результате нашего исследования данные позволяют лучше понять особенности самопознания в период взрослости. Полученная нами информация может быть использована в процессе консультирования по возрастным, личностным, экзистенциальным проблемам.
1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Искусство, 1986
2. Бахтин М.М. К философии поступка…М.: Искусство, 1987.
3. Бахтин М.. Проблемы поэтики Достоевского. М. "Советский писатель". 1963
4. М.М. Бахтин. Эпос и роман. С-Пб.: «Азбука», 2000.
5. Бергсон А. Творческая Эволюция. Минск: Харвест,1999
6. Бинсвангер Л. Бытие в мире. Избранные статьи с критическим введением в экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвингера. – М.:КСП+; СПб.: "Ювента", 1999.
7. Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.: Прогресс, 1993
8. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтами и пациентами в гуманистической психотерапии. – М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
9. Выготский Л.С. Психология. С-Пб.: «Питер», 2001
10. Гегель. Сочинения в 6-ти томах. М., 1977, т. 4
11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: 2000
12. Декарт Р. Начала философии. М:1977
13. Канке В.А. Философская антропология. М: Логос, 2003
14. Кант И, сочинения в 6-ти томах. М, 1966, т. 6
15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
16. Кули. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М: 2000
17. Лакан Ж. Семинары.2 Кн. М.: 1998.
18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.:2000.
19. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Издательство Московского университета, 1982.
20. Попова Н.Г. Французский психоанализ. М.: «Высшая школа»,1986.
21. Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
23. Сапогова Е.Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива. Известия ТулГУ, 2005
24. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки Богов. М.: Политиздат,1990
25. Сочинения Платона М: Политиздат, 1983
26. Тодоров Ц. Завоевание Америки: проблема «Другого». М.1992
27. Философия постмодерна. /Под ред. Андриевского А.П. М.: «Логос», 2000
28. Философия Фихте. М: «Наука», 1967
29. Фрейд. З.Я и Оно. Мн.: Хаврест, 2004.
30. Фромм Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992.
31. М. Хайдеггер. Бытие и время. М.: AdMardinem, 1997
32. Хорни К.Невротическая личность нашего времени, М: 1993
33. Хрестоматия по социальной психологии /Под ред. Андреевой А.В.М: 1999
34. Экзистенциальная психология. Под ред. Р. Мэй. С-Пб. 2003
35. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах С.-Пб.:2003
36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996.
37. Это человек: Антология./ Под ред. Гуревича П.С.. М: Высшая школа, 1995
38. Юм Д., собр. соч. в 2-х т., М., 1965.
39. Юнг К.Г. Архетип и символ. Мн.: Хаврест, 2004.
40. Юнг К.Г. Душа и миф. Мн.: Хаврест, 2004.
41. Freeman M. Rethinking the Fictive, Reclaiming the Real: Autobiography, Narrative Time, and the Burden of Truth.
Результаты экспертной оценки методики самоописания
Прилагательные, предложенные к удалению
Прилагательные | Прилагательные | Прилагательные | |||
активный | 1 | мудрый | 8 | противоречивый | 5 |
авантюрный | 8 | медлительный | 5 | прямолинейный | 0 |
беспечный | 12 | мечтательный | 0 | подозрительный | 14 |
беспокойный | 12 | наблюдательный | 1 | реалистичный | 7 |
веселый | 1 | непосредственный | 25 | рисковый | 15 |
верный | 3 | ненавидящий | 34 | романтичный | 3 |
внимательный | 1 | неуклюжий | 18 | робкий | 4 |
вредный | 14 | ненужный | 3 | равнодушный | 6 |
гармоничный | 15 | неуверенный | 3 | сложный | 31 |
глупый | 29 | несовременный | 17 | серьезный | 0 |
грациозный | 30 | нужный | 5 | скромный | 2 |
грустный | 16 | оптимистичный | 2 | смелый | 1 |
добрый | 3 | открытый | 3 | спокойный | 1 |
доверчивый | 1 | отверженный | 33 | совестливый | 2 |
духовный | 14 | общительный | 0 | современный | 15 |
жизнерадостный | 0 | одинокий | 10 | страстный | 5 |
жесткий | 13 | осмотрительный | 8 | терпеливый | 0 |
замкнутый | 9 | осторожный | 4 | твердый | 13 |
застенчивый | 2 | ответственный | 0 | тревожный | 6 |
ироничный | 5 | отважный | 7 | трудолюбивый | 2 |
красивый | 16 | последовательный | 26 | умный | 4 |
кроткий | 12 | пассивный | 11 | уверенный | 2 |
критичный | 3 | переменчивый | 4 | уравновешенный | 2 |
любящий | 7 | пессимистичный | 6 | хороший | 27 |
ленивый | 3 | печальный | 14 | честный | 0 |
ласковый | 4 | ||||
Прилагательные, которые были добавлены. | |||||
благородный | 14 | отзывчивый | 12 | талантливый | 21 |
влюбчивый | 10 | решительный | 15 | удачливый | 16 |
гордый | 16 | недальновидный | 10 | уважаемый | 14 |
дружелюбный | 20 | независимый | 20 | умелый | 19 |
зависимый | 17 | ранимый | 14 | упорный | 14 |
конфликтный | 11 | сильный | 18 | упрямый | 15 |
надежный | 14 | слабый | 18 | честолюбивый | 11 |
напористый | 17 | суетливый | 10 | эмоциональный | 13 |
находчивый | 14 |
Здравствуйте! Вам предлагается принять участие в индивидуальном психологическом исследовании Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняются задания. Старайтесь отвечать искренно. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов или заданий покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого конкретного вопроса и ответа, а опирается лишь на количество и качество ответов одного и другого вида.