Анализ со-бытия, внутреннего со-бытия «Я» и Другого, имеет принципиальное значение, особенно в том, что касается способа представления Другого, его сущностных характеристик. Прежде всего бытие Другого во мне тождественно бытию Я. При этом следует подчеркнуть, что Другой не вещь, что он не наличествует, а бытийствует, что его бытие есть экзистенция, возможность. Однако нет человека как говорящего бытия. Поэтому Другой оказывается одновременно и чем-то внешним для Dasein, для бытия «Я». Он не представлен в этом внутреннем мире как какое-то активное начало. Здесь требуется дополнение, внесенное Ж. Лаканом. Он говорит о Другом, о присутствии, о темпоральности, различает редуцированные и развернутые формы языка. Ж. Лакан ставит вопрос о субъекте речи, о подлинном «Я». «Истинный субъект - это субъект бессознательного», - утверждает Ж. Лакан (Ж. Лакан. Семинары. Кн1, М.:1998, с. 382). Этот субъект бессознательного, т. е. говорящий субъект по мере диалога как бы приобретает свой вес, приближаясь к той речи, в которую он мог бы без остатка воплотить свою истину. А чтобы передать истину о себе Другому, собеседнику, нужно хотеть говорить Другому, который должен заинтересовать. Необходимо приблизиться к Другому. Это приближение осуществляется вследствие фундаментальной инаковости Другого, которая заинтересовывает говорящего. Ж. Лакан говорит, что "это инаковость, которой причастно собственное "Я" субъекта". Получается, что два вопроса "кто говорит" и "для кого говорится" составляют один. Суть дела в том, что "система собственного "Я" и "система Другого" немыслимы отдельно и составляют единое целое. "Референтом собственного "Я" является Другой. Собственное Я устанавливается в отнесенности к Другому. Оно является его коррелятом. Уровень, на котором происходит переживание Другого, в точности определяет уровень, на котором, буквально, для субъекта существует собственное "Я" (Ж. Лакан. Семинары. Кн. 1, М1998, с. 69). Другой, т.о., является особым конструктом в сознании, лишь по отношению к которому "Я" может определить само себя. Другой - это "alterego" субъекта".
В Другом находится некий избыток видения (термин М. Бахтина).Он видит то, что недоступно самому человеку благодаря позиции вненаходимости, а именно, самого человека. Суть представления себя другим в том, что человек «вживается» в другого, видит мир так как видит его Другой, а затем, вернувшись на свое место восполняет образ мира видением себя в этом мире, которое открывается с позиции Другого. В этом суть самопознания. Итак, «Я» само по себе принципиально неуловимо и необъективируемо. Существование «Я» – это прежде всего бытие с другими. «Я» не может мыслиться иначе как через других и в других. Только в Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть на самом деле.
Говоря о взаимодействии «Я» и «Другого», Ж.. Лакан говорил о стадии зеркала у ребенка. «Человеческое желание является желанием Другого» (с.186). Ребенок не может распознать собственное желание. Он его видит только в другом. Момент, когда посредством образа другого у ребенка происходит усвоение власти над своим желанием, над самим собой, Ж. Лакан назвал «опрокидыванием». В результате ребенок усваивает образ желания другого и распознает в нем свое желание. Возникает отношение внешнего к внутреннему, посредством которого ребенок начинает мыслить себя, знать себя. Позднее роль другого берут на себя символы, образы и т.д. Здесь важным для нас является механизм: когда субъект начинает познавать себя, его «Я» проецируется во вне. Можно сказать и обратное, когда в «Другом» появляется нечто, что позволяет субъекту спроецировать свое «Я», человек начинает познавать себя. Таким образом мы можем сказать, что в процессе представления себя другим происходит:
1. Перенос своих личностных свойств на Другого, перенос собственных событий жизни на жизнь Другого, перенос собственных потребностей на потребности и цели Другого.
2. Перенос личностных свойств Другого на себя, перенос событий жизни Другого на собственную жизнь, перенос потребностей и целей Другого на свои собственные желания.
Представление себя другим – это череда «опрокидываний», «игра в зеркало». Воображение себя кем-либо — это своего рода индивидуальная жизнь человека, его субъективность. Оно формируется на основе индивидуальной истории субъекта. Вместе с тем воображение не подчиняется принципу реальности, человек, выступая как субъект желания, сам создает свое "Я". В связи с этим самоконструирование личности на уровне "воображаемого" иллюзорно. "Я" выступает как ирреальные фантастические синтезы. Фантазии и мечты, планы и стратегии – способы бытования Другого во мне.
В фантазиях о себе вымышленный (представленный) мир располагается перед человеком. Он является субъектом. В вымышленный мир человек входит как действующее лицо, герой, который одерживает победу, влюбляется, сражается и т.д., но при этом человек не представляет внешний образ самого себя, хотя другие персонажи видятся отчетливыми. От других персонажей он получает ответные реакции на свое собственное поведение как результат впечатления, произведенного на других. Само же действующее лицо переживается изнутри. При чтении художественного произведения происходит то же самое: читатель вживается в героя и переживает его жизнь так, как если бы он сам был героем. При этом домысливание по ходу дела составляет обязательный эмоциональный аспект чтения, порождающий надежды и страхи, а также переживания, которые возникают, когда читатель примеривает судьбы персонажей на себя.(Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах С.-Пб.:2003)
Конечно, человек может представить свой собственный образ, свой внешний вид. Для этого необходимо оторваться от самоощущения. Но при этом «Я» уже не будет «Я». самоощущение останется в воображающем, а в полученном образе их не будет. В этом смысле полученный образ будет пустой. Это подобно тому как человек видит себя в зеркале. Он видит только отражение своей наружности, но «Я» остается перед зеркалом. Для «оживления» необходим Другой, его реакции на «Я». Иными словами «Я» должно стать Другим, Другой должен стать «Я». В этом случае «Я» может смотреть на себя глазами Другого. Задача здесь состоит в том, чтобы выразит себя, свое «Я» - самообъективироваться. В самообъективации «я-для-себя» остается в процессе, а не в результате, в результате будет бытие Другим. В этот момент «Я» читателя становится героем среди других героев.
Однако, представление себя другим не является свободным фантазированием; иллюзия имеет логику. Решающую роль в развитии фантазий о себе, как "логичной" иллюзии играет связь с символами, образами, знаками. Символы, образы связаны с языком, а через него со всей существующей системой культуры. Благодаря им индивид приобщается к культурной среде, вступает в отношения с "Другим", объективируется на их основе, начинает существовать как субъект.
В фантазиях человек может наделять себя какими угодно качествами и способностями, что дает человеку возможность по-новому проявить себя, он может прожить заново в качестве любых героев, прожить совершенно любую жизнь, совершить любые поступки, осуществить любые мечты. В реальной жизни человек может осуществить далеко не все свои потребности и желания. Часто этому препятствуют внешние обстоятельства, часто личные особенности. А. Гелен определил человека как существо недостаточное: человек всегда испытывает потребности, но как только он удовлетворяет одну, то появляется новая. Г. Мюррей выделил следующие потребности: в агрессии, в аффилиации, в доминировании, в достижении, в защите, в игре, в избегании вреда, в избегании обвинений, в избегании неудач, в независимости, неприятии, в познании, в осмыслении, в помощи, в заботе о ком-либо, в покровительстве, в понимании, в порядке, в демонстративности, в признании, в приобретении, в противодействии, в сексе, в созидании (в творчестве), в уважении, в унижении. В фантазиях человек способен удовлетворить свои потребности хотя бы частично, представляя себя Другим, удовлетворяющим те или иные потребности. Однако, как заметил Э. Фромм, даже наиболее полное удовлетворение всех инстинктивных потребностей не решает человеческой проблемы; наиболее интенсивные желания и потребности человека не те, что берут начало в его теле, а те, что уходят корнями в особенности его бытия. Э. Фромм (Фромм Э. Душа человека) выделил универсальные человеческие потребности:
a) потребность в общении, в связи с другими;
b) потребность в творчестве, в трансценденции, в преодолении;
c) потребность в укорененности, в безопасности бытия;
d) потребность в уподоблении, в идентичности;
e) потребность в познании.
Поэтому в фантазиях, в представлении себя Другим следует искать не только и не столько вытесненные желания, как предлагал З. Фрейд, а универсальные потребности, часто неосуществимые в реальной жизни. В этом смысле представление себя другим является компенсаторной фантазией, помогающей человеку справиться с напряжением, вызванным неудовлетворенными желаниями. Поэтому можно сказать, что в представлении себя другим человек часто реализует мечты и желания принципиально неосуществимые в реальной жизни. Однако человек ориентируется не только на свои актуальные желания, живет не только прошлым, но и будущим. Бытие человека не определяется только настоящим или прошлым.
Человек знает свои цели и способен выбирать, а следовательно «обладает максимально возможной на земле полнотой бытия».(Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.: Прогресс, 1993.) Сущность человека не задана изначально, бытие неопределенно. Человек обладает знаниями о себе, но это не означает, что он познал свое бытие, свой «фундаментальный проект». Для этого необходим взгляд из вне. «Я» видит мир вокруг себя, но не видит себя окруженным пространством, не видит себя в мире. «Я» связано с внутренней активностью, а Другой связан с миром. Поэтому Другой важен для понимания человеком своего места в мире. При бытии Другим становится видимым и понятным свое бытие, Я-бытие. Лишь на основе этого возможен выбор субъекта того как он буде писать собственную историю жизни. Существование – это процесс выбора, процесс становления чем-то новым с целью использовать все возможности бытия. Но выбор одной возможности означает отказ от других. Человек в один момент человек выбирает только один модус существования – один способ самопонимания, самоинтерпритации, самовыражения. У человека много модусов существования, но в конкретный момент, в определенный этап своей жизни человек выбирает один или несколько модусов существования. Человек обладает свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование, но свобода не всегда гарантирует мудрость. Человек может реализовать свои возможности или отвернуться от них. Чтобы люди могли осуществить мудрый выбор, им необходимо осознавать возможности своего существования. Представление себя другим помогает попробовать иные возможности, выбрать какую-либо возможность. Таким образом, представление себя другим служит задаче самопроектирования, пусть и нереального. Представляя себя другим человек планирует собственное развитие.