Однако, несмотря на все перемены, во всех семьях сохраняется сотрудничество поколений («институт бабушек»). Современные работающие бабушки более заняты воспитанием внуков, нежели родители, они - главные лица, передающие традиции и опыт. Это может привести к смешению стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль.
По-прежнему велика роль финансовой поддержки старшим поколением младшего и содержания детьми престарелых родителей. Связь поколений также зависит от женщины и укрепляется при ее участии [Осорина М.В., с. 121].
Другими словами, после революции для семьи стала характерна борьба за лидерство в семье между мужчиной и женщиной, ответственность за семью в целом ложиться на плечи женщины. Для родительского воспитания характерен авторитарный стиль, основанный на доминировании матери. Родительская любовь характеризуется предъявлением повышенных требований к ребенку.
В конце ХХ века и начале ХХI века, происходящие социально-экономические изменения в обществе, вновь внесли стремительные изменения в функционирование семьи.
Сегодня в современном обществе преобладает малая семья: родители-дети. Из-за жилищных проблем, трудностей в воспитании детей, а также по ряду иных (чаще - психологических) причин женатые дети остаются с родителями.
Изменилось выполнение семьей своих традиционных функций:
- хозяйственно-бытовая функция может осуществляться самостоятельно каждым из супругов;
- воспитательная функция реализуется одним из супругов (чаще матерями) с помощью системы общественного воспитания;
- в обществе пропагандируется культ свободных сексуальных отношений;
- репродуктивная функция может осуществляться путем искусственного зачатия и т.д. [Целуйко В.М. Психология современной семьи, с. 118].
Однако, несмотря на представленные факты, к которым мы можем добавить печальную статистику разводов, увеличение числа людей зрелого возраста, не вступающих в брак и количества неполных семей, по мнению О. Карабановой, «наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития» [Карабанова О.А., с. 23]. Ведь за негативными внешними признаками изменения семьи скрывается формирование качественно новых отношений в рамках института семьи. Эти отношения базируются, в первую очередь, на изменении места и роли женщины в производстве и обществе, на праве каждого из супругов на индивидуализацию и полную личностную самореализацию.
Демократические и гуманистические тенденции в обществе породили равноправие супругов в распределении прав и обязанностей в семье, а также новый взгляд на роли отца и матери. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним.
С точки зрения Э. Фромма отцовская любовь, по сравнению с материнской любовью, - «требовательная», условная. Ребенок должен заслужить ее. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти [Гозман Л.Я., с. 61]. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А. Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации [Гозман Л.Я., с. 61].
Как отмечает А. Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности» [Гозман Л.Я., с. 62].
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца.
А.С. Еникеева отмечает, что традиции семейного воспитания в современной семье зависят от возраста, образования супругов, характера их труда [Мацковский М.С., с. 58].
Ж. Бейжанова отмечает, что стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. Когда родители понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [Бейжанова Ж., с. 18].
Таким образом, семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками).
Современная семья переживает кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи – с новой функционально-иерархической структурой и качественно иными отношениями между супругами и детьми. Для воспитания детей будет характерно сотрудничество, которое предполагает опосредованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности.
1.2.2 Особенности неполной семьи
Начнем рассмотрения особенностей неполной семьи с того, что дадим определение понятию «неполная семья».
По мнению В.М. Целуйко, неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с.98].
В.М. Целуйко уточняет, что есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой семье двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами [Целуйко В.М. Психология современной семьи, с. 105].
Данного определения неполной семьи придерживается И.В. Гребенников, который также считает, что «неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми» [Семейное воспитание, с. 153].
Другими словами, главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка).
Неполные семьи возникают в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно, выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 106].
Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого тина.
Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.
Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит в брак, так как общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 107].