В соответствии с теорией деятельности подлинное рождение личности выступает как событие, которое меняет ход всего последующего психического развития. В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений.
В периодизации Д. Б. Эльконина так же, как и в теории Л.С. Выготского, подростковый возраст, как всякий психологический возраст, связан с появлением нового в развитии. Однако эти новоообразования, по его мнению, возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" ребенка от направленности на мир к направленности на самого себя. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения (по Эльконину - Давыдову) учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, и лишь подкрепляется физическими изменениями, которые делают поворот на себя еще более интимным. Центральное новообразование переходного возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Помимо чувства взрослости и его видов, по мнению Д.Б. Эльконина, у
подростков существует тенденция к взрослости - стремление быть взрослым.Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития: подросток - ровесник. Идеальная форма, т.е. то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.
Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой он начинает свою самостоятельную жизнь.
В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков, планы их будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой. Наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.
1.2 Понятие зависимость
Аддиктивное поведение (зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. Каждого человеку иногда хочется изменить своё психическое состояние. Иногда необходимо избавиться от угнетённости, «сбросить» с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по-иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого-то явления. Для этого у каждого человека есть свой способ, переходящий в привычку, становящийся стереотипом. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путём изменения своего психического состояния. Зависимость (аддикция) в полной мере присутствует тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей. Это приводит к отрыву от реальности. Человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии.
Развитию аддикции способствует то, что человек имеет предрасположенности к аддикциям.
1. Биологическая предрасположенность — это своеобразный для каждого человека способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Если алкоголь резко изменяет психическое состояние человека, то такой человек склонен к алкоголизму. Существуют национальные особенности реакции на алкоголь и другие вещества. Известно, что северные народы становятся алкоголиками быстрее и от меньшего количества алкоголя, чем южные народы.
2. Психологическая предрасположенность — это чаще всего созависимое строение личности, неумение справляться со стрессам и проблемами, потеря контакта с собственными чувствами и потребностями, низкая самооценка. На языке ТА-терапии, склонные к зависимостям люди имеют в своём сценарии послания «Не живи», «Не вырастай», «Не будь значимым», «Не будь в порядке», «Не будь близким», «Не думай», «НЕТ».
3. Социальная предрасположенность характеризуется тем, что семья и окружающее сообщество не показали ребёнку других способов справляться с проблемами и расслабляться, кроме как изменить психическое состояние каким-либо способом. В семье и в ближайшем окружении поступали именно так. Ребёнок, выросший в такой среде, не видит для себя возможности изменить эту обстановку, воспринимая её как единственно возможный для себя вариант, предложенный жизнью. Он объективно делает всё, для того, чтобы сохранить себя, найти способ существования в этой обстановке и в дальнейшем повторить её в условиях новой семьи (своей). Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом. Выбранный человеком способ подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. Аналогичного состояния можно достичь с помощью получения эмоциональной поддержки от другого человека. Однако этот другой человек порой бывает непредсказуем и озабочен своими собственными проблемами. К тому же человеку не всегда хочется осложнять жизнь другим людям. С этим связан элемент предпочтения, привлекательности и соблазна выбранного способа изменения своего состояния, который человек начинает всё более часто повторять. Повторения приводят к снижению стрессоустойчивости и способности справляться с проблемами. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом её решения «на завтра». Постепенно волевые усилия снижаются, т.к. зависимость бьёт по волевым функциям, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешённых проблем. На этом фоне начинается формирование личностных изменений. Появляется «двойная жизнь», состоящая из прежней «нормальной» жизни и жизни с зависимым поведением (с аддиктивными реализациями).
Аддиктивная реализация многими понимается упрощённо как приём вещества или другое аддиктивное действие. На самом деле аддиктивная реализация включает в себя ещё и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможностях и способах достижения этого ухода. Реализации ухода от реальности, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большую часть времени и энергии зависимой личности. Такое существование двух стилей жизни в одном человеке приводит к изменениям установок, мотиваций и систем ценностей. Аддиктивное поведение меняет отношения с близкими людьми. Сверхзанятость аддиктивными реализациями мешает зависимой личности быть задействованным в общих делах и заботах, оказывать поддержку близким людям, проводить с ними досуг. Зависимый человек с появлением внутри него новой аддиктивной личности, эмоционально изолирует себя, становится пассивным во всех сферах жизни, кроме аддиктивной реализации. Внешне человек остаётся таким же (хотя со временем меняется и его внешность), но «внутри» него живёт уже другая аддиктивная личность со своей аддиктивной логикой, аддиктивными эмоциями, аддиктивной системой ценностей, аддиктивной психологической защитой.