Смекни!
smekni.com

Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста (стр. 4 из 4)

В заключении занятия говорим о том, что разнообразие характеров, различия в мироощущении людей составляют духовное богатство всего Человечества. Важно изучить, принять свою индивидуальность, знать свои сильные стороны, поступать и творить по своему, в соответствии со своими особенностями, и проявлять уважение к индивидуальности другого человека, помня о том, что он может видеть мир совсем не так как мы.

Следующее занятие было посвящено знакомству с творческими произведениями учащихся, создание которых было домашним заданием на первом занятии. Дети принесли рисунки, коллажи, стихотворения, афоризмы, литературные зарисовки. В этих работах была отражена творческая и характерологическая индивидуальность авторов. Ребята знакомили друг друга со своими творческими портретами, разглядывали предрасположенность к тому или иному мироощущению, говорили о тех чувствах и эмоциях, которые возникали при работе. Приведем в пример несколько работ учащихся.

"По-новому взглянула в свои дневники, теперь это для меня не просто возможность "разрядиться", а возможность выразить себя. Раньше мечтала, что найдут эти записи когда-нибудь потом и поймут меня, мой мир, но сейчас, чувствую, что главное – то, что я пытаюсь сама себя понять. Никогда не могла себя заставить писать насильно, ежедневно записывать в дневник сколько часов потратила на уроки, кого сегодня встретила, о чем говорили. Могу писать, когда вдохновлена, когда выходят слова, отражающие меня. Могу писать, когда взволнована и хочу переложит эту взволнованность на бумагу. (Ученица 10 класса, 16 лет. Аутистический характер)

Сейчас конечно же зима,

Мороз свиреп и ночь темна.

Но верится, что будет лето

И будет все теплом согрето.

Земля плодородною станет,

Покроется зеленью вся.

Как к лету, как к лету нас манит,

Но сейчас, к сожалению, зима.

(Ученик 10 класса. 16 лет.

Тревожно-сомневающийся характер)

"Совершенно необходимо, чтобы внутренний мир каждого человека, его фантазии и мечты о нереальном находили иногда отражение во внешнем мире, таком прозаичном и жестком. Будь то радуга, мелькнувшая в капле мутной до этого воды, или звезды ночью над темным уснувшим собственным, будто игрушечным домом, пронзительно напомнят о времени и расстояниях, о забытых детских устремлениях и мечтах." (Ученик 10 класса. 17 лет. Аутистический характер.)

"Все о чем мы говорили на занятиях произошло и со мной. Я не помню уже из-за чего сильно расстроилась и вдруг увидела в книжке рисунок – тюлененок, маленький, милый, пушистый. Я успокоилась, сразу захотелось его погладить, заботиться о нем. И теперь я помню, что моя цель – это прийти в мир, неся с собой немного заботы и поддержки." (Ученица 10 класса. 16 лет. Сенситивный характер.)

Автор коллажей, ученица 10 класса, так выразила свое аутистическое отношение к творчеству: "творчество – это способ обмануть повседневность, понимаемую мною как тесные стены маленькой квартиры, низкие потолки. Можно сказать, что я коллекционирую нереальные впечатления. Однажды в полярную ночь в нашем районе выключили свет, я была на улице в тот момент. Сначала дома казались мертвыми, но люди в квартирах стали зажигать свечи и дома снова обрели души – это было очень красиво.

В конце занятия еще раз говорим о том, что творческое отношение к повседневности, к искусству, к другим людям помогает нам полнее себя проявить и познать. Окружив себя близкими нам вещами, книгами, репродукциями почувствуем свою особенность, индивидуальность, свой склад характера. И будем жить, помня о своих слабых и сильных сторонах, помогая себе творчеством лучше понять себя. Заканчиваем занятия словами Б.Л. Пастернака: "Единственное, что в нашей власти – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас".

После проведения этих занятий в самоотчетах учащиеся писали, что стали лучше понимать, что с ними происходит, понимать проявления своего характера, индивидуальность. Многие учащиеся отмечали, что они стали относится к себе не только негативно, как раньше, а более объективно, понимая и проявляя свои сильные стороны. Так же учащиеся отмечали, что теперь они могут полнее выразить свой внутренний мир, отношение к чему-то, свою индивидуальность.

. Список использованной литературы

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. М., Медицина. 1993 г.

2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., Магистр. 1997 г.

3. Бурно М.Е. Справочник по клинической психотерапии (некоторые старые и новые способы лечения средствами души). М., Российское общество медиков-литераторов. 1995 г.

4. Бурно М.Е. Начала терапии творческим самовыражением. Учебное пособие. М., Российская медицинская академия последипломного образования. 1998 г.

5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М. 1998 г.

6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Академический проект. 1999 г. Екатеринбург, Деловая книга. 1999 г.

7. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством, духовной культурой. Московский психотерапевтический журнал. 1999 г № 1, стр. 19.

8. Бурно М.Е. Сила слабых. Психотерапевтическая книга. М., Приор. 1999 г.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. М., ЧеРо. 1996 г.

10. Карвасарский Б.Д психотерапия. М., Медицина. 1985 г.

11. Конрад-Вологина Т.Е., Поклитар Е.А. опыт внелечебного использования приема терапии творческим самовыражением Бурно М.Е. в сборнике "Терапия творчеством". М., Российское общество медиков-литераторов. 1997 г., стр. 31.

12. Леонгард К Акцентуированные личности. Киев, Наукова думка. 1987 г.

13. Личко А.Е. психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, Медицина. 1983 г.

14. Макаров В.В. избранные лекции по психотерапии. М., Академический проект. Екатеринбург, Деловая книги. 2000 г.

15. О краткосрочной терапии творческим самовыражением и клинико-психотерапевтическим театре в психиатрии. Приложение к Независимому психиатрическому журналу. М., НПА России. 1997 г.

16. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Под ред. Кривцовой С.В. М., Генезис. 1997 г.

17. Психокоррекция: теория и практика. / Под ред. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усиновой О.Н. М., НПЦ "Коррекция ". 1995 г.

18. Психология. Словарь. М., Издательство политической литературы. 1990 г.

19. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. / Под общей редакцией Дубровиной И.В. М., Академия. 1995 г.

20. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос. 1995 г.

21. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под редакцией Дубровиной И.В. М., Академия. 1995 г.

22. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М., МГУ. 1998 г.

23. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. М., Вопросы психологии 1996 г. №3, стр. 28.