Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).
Сила Я - слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине» (Флоренский). К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я» (Цит. по: Рябов. С. 11).[6]
Импульсивность, активность - статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи.
Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» - «неверность» (Зиммель. С. 240). [7]
Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но социологическое значение понятий мужской - женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности.
Более устойчивые гендерные установки заключены в гендерных ролях, совокупности шаблонов и ном полового поведения, что ожидаются от личности.
На сегодня нет общепризнанной теории гендерных социальных ролей. Роли в гендере, их критерии, истоки и процесс формирования изучаются в разных психологических, социометрических, социальных концепциях. Но накопленный эмпирический материал, заставляет прийти к выводу, что на формирование личности значительно влияет культура, в том числе, распространенное в социуме, представление о гендерных ролях.
Основные гендерные роли мужчины: охотник, добытчик, мужественный, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений лидер, агрессивный и сильный воин, склонный к риску авантюрист, муж-опора, строгий отец-наставник. В то время как женщинам отводятся роли нежной воспитательницы детей, хранительницы очага – женственной, сострадающей, заботливой, мягкой.
Однако в современном мире гендерные роли очень быстро меняются. Согласно концепции С. Бэм лябая личность, не взирая пол биологический, способна совмещать мускулинные и феминные качества, традиционные сформированные гендерными представлениями. Таким образом, люди не так строго следуют полоролевым стандартам и свободно меняют различные мужские или женские сферы деятельности. Поддержав данную теорию Плек (Pleck) ввел понятие расщепленности, фрагментарности полоролевых норм. Значит отсутствует едина роль женщины или мужчины.
Разнообразие половых ролей в зависимости от культуры или исторического периода подтверждает теорию формирования гендерных ролей культурой общества. На этом основании даже выделяются мускулинные или фемининные нации и государства.
Гендерные роли меняются от эпохи к эпохе. И. С. Кон[8] подчеркнул, что система разделения гендерных ролей с традиционными стереотипами мужественности-женственности имеет ряд характерных особенностей: феминные и мускулинные занятия полярно и очень противоположны; различия активно поддерживаются религией и аппеляцией к природу; мускулинные и феминные обязанности дополняют друг друга и находятся в иерархии, где женщина подчиняется мужчине и его интересам. Теперь почти повсеместно гендерные роли радикально меняются, в частности и в России, но не очень быстро.
Важным для каждой личности является гендерная идентичность – основной компонент идентичности социальной, принадлежность к мужской или женской общности, в представлении самого человека, его самоидентификация.
Идентичность впервые была рассмотрена Э. Эриксоном (E. Erikson).[9] По его мнению, подкрепляет идентичность сознание собственного существования во времени, осознание личной целостности, и уровня сходства с другими индивидами, с одновременным позиционированием своей уникальности и неординарности. Современные ученые прибегают к трактовке общественной и личностей, персональной идентичности (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Вот уже 30 лет теория социальной идентичности, разработанная Тэджфелом-Тернером, рассматриваем гендерную идентичность, как подструктуру идентичности общественной, на равнее с этнической, профессиональной, гражданской и прочими видами самоидентификации личности в обществе.
Гендерная идентичность выступает как понятие более объемное, чем полоролевая идентичность, так как в гендере заключен не только половой критерий, но и целостный образ личности (включая внешние проявления). Нельзя ставить в один ряд гендерную идентичность и с сескуальной идентичностью (потому, что гендер не биологичен, но социален, относится к сфере социокультрной). Характеристика сексуальной идентичности может проводится как особенность самоидентификации личности с точки зрения сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.
Несоответствие гендерной идентичности биологическому полу может приводить к серьезному расстройству – транссексуальности. Формирование гендерной идентичности – сложный процесс, которые рассматривается по-разному в различных теориях.
3. Гомосексуальная идентичность у женщин
Сексуальная идентичность — один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с людьми, имеющими ту или иную сексуальную ориентацию, самоощущение в качестве индивида с данной сексуальной ориентацией.
К другим сексуальным компонентам принадлежат биологический пол (во всей его совокупности — генетический, гонадный, гормональный, наружный и внутренний генитальный пол), гендерная идентичность, о который мы говорили ранее, социальная ориентация и гендерная социальная роль.
Сексуальная идентичность человека не формируется в результате действия какого-либо одного фактора, хотя некоторые ученые и неспециалисты могут вести поиск отдельных «причин» сексуальной идентичности.
Такие ученые как Джон Мани ( en. John Money), Мильтон Даймонд ( _en. Milton Diamond) и Энн Фаусто-Стерлинг ( en. Anne Fausto-Sterling) пытались обнаружить и описать биологические процессы, влияющие на формирование сексуальной идентичности. Предполагается, что существует большая совокупность определяющих факторов, однако единой точки зрения по этому вопросу пока не выработано. [10]
Вероятно, некоторые факторы, влияющие на формирование сексуальной идентичности, еще не открыты. Конкретная значимость различных известных или предполагаемых на данный момент факторов также пока достоверно не установлена. Принимая во внимание эти оговорки, можно выделить несколько групп факторов, более точное значение которых еще предстоит выяснить в будущем: генетические факторы, предродовые и послеродовые факторы и другие.
Современной сексологии известны три возможных типа сексуальной идентичности:
- гетеросексуальная идентичность — самоидентификация в качестве
гетеросексуала, или (если человек не знаком с термином «гетеросексуал») в качестве «человека с нормальной, традиционной, обычной» ориентацией, или в качестве «натурала»;
- бисексуальная идентичность — самоидентификация в качестве бисексуала;
- гомосексуальная идентичность — самоидентификация в качестве носителя гомосексуальной ориентации.
Сексуальная идентичность не равнозначна истинной сексуальной ориентации индивида и не обязательно с ней совпадает. Так, индивиду со строго гомосексуальной в действительности ориентацией может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве бисексуала, чтобы меньше комплексовать по поводу собственной гомосексуальности, не закрывать себе путь к созданию гетеросексуальной семьи и рождению детей, или вообще в качестве «гетеросексуала, который просто играется».
И напротив, индивиду с бисексуальной в действительности ориентацией, прошедшему длительный и тяжёлый путь осознания себя как имеющего гомосексуальные влечения и желания и трудный каминг-аут перед окружающими, может быть психологически комфортнее внутренне определять себя как исключительного гомосексуала (по типу реакции «назад пути нет»), или, например, из страха быть отторгнутым гомосексуальной субкультурой, которая нередко бывает враждебна к бисексуалам. Индивиду с бисексуальной ориентацией, подавляющему в себе гомосексуальные мотивы и желания, может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве гетеросексуала.