6. Влияние СМИ («Тату», «телевизор», «мода») – 5,5%. Здесь лесбиянка предстает как продукт СМИ, ими же сформированный. Лесбийская ориентация выступает как игра, шоу, нечто ненастоящее, напоказ, ради моды.
Важно при этом все же отметить, что в выборке существуют ассоциации, описывающие лесбиянку как «интересного человека», личность; в единичных случаях упоминаются понятия «понимание», «взаимная поддержка», «борьба за права».
Очевидно, что существует большое поле для формирования адекватного образа лесбиянки в общественном сознании. Данная работа должна, по мнению психологов, вестись в направлении изживания стереотипных представлений о лесбиянке как сексуальном объекте, как извращении, как женщине, комплексующей в отношениях с мужчинами. На смену этим стереотипам должно прийти представление о лесбиянке как о личности, обладающей индивидуальными потребностями и правом их реализовывать, обладающей свободой воли; как о личности, имеющей полное право обладать определенными чертами характера.
Таким образом, в представлении молодых людей образ лесбиянки, более положителен, но все, же не лишен негативного оттенка. В молодежной среде также часто бытуют гендерные стереотипы о властности, жесткости, независимости, силе, активности и радикализме женщин с гомосексуальной идентичностью.
Но кроме этого прибавляются стереотипы творческой натуры лесбиянок, неординарности, индивидуальности, неудовлетворенности. На этом фоне возникают гендерные роли женщины-лидера, руководителя, женщины, занятой в сфере искусства, спорта или традиционно мужских областей деятельности.
Но во всех случаях общественное мнение считает невозможным принятие гомосексуальной женщиной роли матери, а подчас и роли семейного человека, полноправного члена семьи вообще. В этом плане лесбиянка также приобретает роль постоянного изгоя, холостяка, противника и врага традиционных, семейных ценностей, разрушительницы моральных устоев, развратительницы молодого поколения, даже если это не соответствует действительности.[13]
Сами же лесбиянки могут принимать или не принимать эти гендерные стереотипы, то есть формы поведения в обществе. Фундаментальных исследований на эту тему в России не проводилось, но зарубежный опыт и наблюдения показывают, что часть женщин с гомосексуальной идентичностью все же присваивают некоторые гендерные установки, особенно гендерные стереотипы.
Так лесбиянки культивируют стереотипы силы, независимости, логичности, властности, агрессивности и других традиционно мускулинные качеств. В связи с этим они охотно принимают гендерные роли лидера, добытчика, мужественного воина и так далее. Но в то же время нужно отметить, что женщины с гетеросексуальной идентичностью также изменяют традиционные гендерные стереотипы и роли в пользу мускулинных. А мужчины перенимают роли фемининные, воспитывают детей и ведут домашние хозяйство. Хотя это больше характерно для западного общества, нежели для российского.
В связи с этим сами гомосексуальные женщины условно выделяют некоторые группы в своей субкультуре: бучи и фэм. Бучи – женщины с нетрадиционной сексуальной ориентацией, которые во всем стараются присваивать и конструировать мускулинные гендерные стереотипы и роли. В то время, как фэмы стремятся более соответствовать феменинным гендерным установкам.[14] Однако это черта условна, часто женщины создают лишний внешний образ (ношение мужской одежды, отказ от косметики), в то время как мы говорим об постоянных поведенческих моделях. Представляется глубоко неверным идентифицировать понятия «маскулинность = мужеподобность». Физическая маскулинность может по разному. К таким признакам относится телосложение, величина костной и мышечной массы, тип оволосения, голосовой тембр, конституционные особенности (походка, жестикуляция, мимика) и многое другое. Более того, географический и национальный признаки также накладывают свои отпечатки.
А социальная маскулинность, именно гендерная, проявляется в активной жизненной позиции, стремлении стать лидером, смелости, склонности к мужским видам деятельности, занятиям спортом и прочему. Но опять же мы должны подчеркнуть, что подобные гендерные установки могут быть свойственны и гетеросексуальным женщинам. Поэтому утверждение, бытующие в социуме, о том, что мускулинные гендерные установки присуши исключительно лесбиянкам можно считать абсолютно недостоверным и отнести к мифам.
Помимо этого некоторые лесбиянки могут присваивать гендерные роли творческой натуры, модной, неординарной женщины, «не от мира сего». Эти образы, культивируемые шоу-бизнесом и популярные в обществе становятся своеобразной психологической защитой для женщин с гомосексуальной идентичностью.
В остальном же, приписываемые лесбиянкам гендерные стереотипы и роли не воспринимаются ими, отвергаются, как ложные и оскорбительные, хотя в отдельных случаях имеют место. Но все зависит от индивидуальных компонентов женской личности. Ведь лесбиянкой может быть и рецидивистка с садистками наклонностями и прогрессивная женщина-лидер, и мягкая «домашняя» женщина с феминниными чертами и установками.
В целом, вокруг женщин-гомосекусалов сложился орел маскуллиности, мужеподобности, отчасти они присваивают эти гендерные установки, но в любом случае они идентифицируют себя с женщинами. Даже, если лесбиянки копируют мужскую манеру поведения, прибегает к травести, они все равно воспринимают себя, как женщин и не желали бы стать мужчинами. В этом случае важно отличать мускулинную гендерную идентификацию, свойственную транссексуалам. Ее нельзя трактовать как гомосексуальную идентичность.
5. Конструирование гендерных установок в лесбийской субкультуре
На данный момент в России нет широкого институциализированного лесбийского движения. В конце 1989 г. в Москве была создана первая «Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)». В 1991 году создается неофициальная лесбийская организация «Сафо-Петербург». Появляются аналогичные общества и в других российских городах. Ограниченное количество общедоступных мест для сбора лесбиянок делает их местом концентрации лесбийского сообщества, создает определенные сообщества с относительно постоянным составом. Так зарождается и развивается лесбийская субкультура – социальной группы женщин с особыми специфическими ценностями и нормами.[15]
Главными очагами субкультуры женщин с гомосексуальной идентичностью становятся специализированные дискотеки, ночные клубы, помещения вышеуказанных сообществ (если они имеются) и просто частные жилища, где собираются женщины.
Однако лесбийская субкультура отличается от всех остальных, музыкальных (панки, мателлисты), имиджевых (готы, эмо), политических (скинхеды, анархи), мировоззренческих (хиппи). Безусловно этой культуре присущи свои мировоззрения, имиджы, определенная замкнутость, но главным является факт наличия гомосексуальной идентичности и ее открытого социального признания. И главными являются именно гендерные установки, то есть культивация определенных общественных полоролевых моделей поведения.
В среде лесбиянок формируются разнообразные представления о мужчинах и женщинах, и видение их социальной роли. Эти представления безусловно отличаются от общепринятых общественных представлений, о тех ролях лесбиянки и гетеросексуальной жиенщины, что мы уже рассматривали.
Так в ходе исследования Н.М. Романовой[16] гендерных стереотипов у лесбиянок по собственной методике Рисунок мужчины и женщины» (РМиЖ) было выявлено, что они часто пытаются избежать контакта с мужчинами, воспринимающими их как сексуальный объект, опасаются межличностных конфликтов, непонимания, страдают от чувства нестабильности. Поэтому, чтобы стабилизировать свое положение, «завоевать» место в обществе, отстоять свое право на личную жизнь, им приходится воспринимать мускулинные стереотипы и роли, приписываемые им в обществе.
Лесбиянки не выходят замуж, они не настроены на поиск опоры виде мужа, поэтому они сами устраивают свою жизнь, карьеру, становятся руководителями, лидерами и добытчиками. При этом их врожденный темперамент не всегда соответствует данным гендерным моделям. Но с другой стороны они часто не лишены фемининных гендерных стереотипов, доброты, эмпатии, сентиментальности. Поэтому в среде лесбиянок активно конструируются роли матери, воспитательницы детей и хранительницы очага. Реализовать данные гендерные установки женщины с гомосексуальной идентичностью пытаются путем создания однополых семей. В России официально однополые браки запрещены, как и в большинстве государства мира, но это не мешает лесбиянкам создавать гражданские пары и воспитывать совместно детей от предыдущих гетеросексуальных браков или рожденных от искусственного зачатия.
При этом в гомосексуальных женских парах устанавливается гендерное соглашение – распределение ролей «мужчина» - «женщина». Во многом это распределение касается сферы сексуальной, и может быть очень гибким, но нередко затрагивает и социальные формы поведения. Так, например, в лесбийской паре одна из женщин, принявшая роль мужчины обеспечивает семью, строит карьеру, а другая в роли «жены», женщины занимается домашних хозяйством, воспитывает ребенка, является хранительницей очага. Эта патриархатная гендерная система традиционно культивируется в обществе, и находит отражение и в гомосексуальных парах. Но не всегда. Часто отношения женщин с гомосексуальной идентичностью остается гибким, взаимозаменяемым, партнерским.