Смекни!
smekni.com

Присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

1. Понятие «гендера»

2. Гендерные установки

3. Гомосексуальная идентичность у женщин

4. Присвоение гендерных установок, популярных в обществе, женщинами с гомосексуальной идентичностью

5. Конструирование гендерных установок в лесбийской субкультуре

6. Личные гендерные установки женщин с гомосексуальной идентичностью..

Заключение

Список источников литературы


Введение

Данная реферативная работа представляет собой теоретическое исследование присвоения и конструирования гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью.

Ее актуальность определяется двумя аспектами: необходимость развития гендерной науки в Росси и необходимостью углубленного изучении проблем гомосексуализма, в том числе с социокультурной точки зрения.

Процесс социально-экономической перестройки в России сопровождается усилением дифференциации общества. Одним из ее проявлений является гендерное неравенство, которое ныне присуще всем обществам, независимо от политического устройства и уровня социально-экономического развития, и проявляется в неравных возможностях женщин и мужнин относительно структур власти, сферы образования и занятости.

Специфика гендерных проблем Российской Федерации оказывается в том, что в государстве не прослеживается гендерных отличий в доступе к базовому образованию, для женщин характерные высокие, по международным стандартам, уровни экономической активности и занятости. Тем не менее, эти благоприятные потенциальные возможности сопровождаются значительными гендерными диспропорциями в политике и сфере государственного управления, в возможностях доступа к достойной работе и экономическим ресурсам. Это предопределяет необходимость гендерных исследований, направленных на обеспечение общечеловеческой справедливости относительно равных прав и возможностей лица, независимо от пола. Поскольку женщины представляют больше половины населения страны, переход к демократическому обществу и рыночной экономике нуждается в их равноправном представительстве в жизни страны.

В то же время наличие значительно числа женщин с гомосексуальной идентичностью требует признания и их прав на нормальную социальную реализацию.

1. Понятие «гендера»

Термин «гендер» (от английского «gender» - «пол», «род») утвердился в научных источниках некоторых стран мира (преимущественно англоязычных) в 60-е годы ХХ века, однако в самой Великобритании, во Франции и во многих восточноевропейских странах он не прижился.

Гендер (gender)[1] понимается как общественное отношение, связанное с классификацией личностей по половому признаку, при этом внимание концентрируется на уровне обыденных взаимоотношений и действий, в которых находят свое отражение гендерные отношения различных культур и этносов. Теория общественного основания гендера зиждется на соотношение биологического и социального полов. Гендер в данном случае, ни что иное, как социальная работа формирования пола. Категории «женщин» и «мужчин» из недифференцированных, переходят в определенные мужественные или женственные категории. А разница заключается в возрасте, национальности, сексуальной ориентации.

То есть биологический пол и пол социальный не совпадают, первый лишь набор физиологических особенностей, а второй набор поведенческих установок, что проявляются и имеют свою ценность лишь в социуме.

Гендер в психологии – общественно-физиологический критерий, прибегая к которому определяются понятия «мужчина» и «женщина». Так как пол (sex) – характеристика биологическая, психологи и социологи иногда в гендерных различиях делают акцент на биологических различиях полов.

В России понятие «гендер», «социогендерные отношения» так же вызывают далеко не однозначную реакцию. В западной социологии гендерные исследования чаще всего сводятся к изучению основных компонентов половой идентичности, к которым, к примеру, Н. Смелзер относит: биологический пол, гендерную идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Биологический пол включает первичные и вторичные биолого-физиологические признаки, присущие мужчинам и женщинам. Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.

Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Половая идентификация обуславливает и сексуальные роли, разделение прав и труда у мужчин и женщин. Все эти компоненты половой идентичности находятся в эволюции, и стремятся, по мнению Н. Смелзера, к «гармоничному единству».

В нашем исследовании, говоря о гендерных стереотипах, мы будем иметь в виду то, каким, по мнению окружающих, должно быть поведение мужчины и каким – поведение женщины. Вне социума, вне принятых в данной культуре норм поведения, человек не может быть маскулинным или фемининным.

«Гендерна роль» - это половая роль, которая имеет общественная окраска, которая несет в себе общественный опыт, накопленный в поведении многих поколений мужчин и женщин. На первый взгляд кажется, что мужские и женские функции - это не роли, ведь речь идет о биологической природе человека, к которому тяжело применить слово «игра». Тем не менее, естественные половые формы поведения - это лишь небольшая часть той совокупности поведенческих актов, действий, стереотипов, которые отличают обращение мужчины и женщины. В разных обществах сформировалось много норм и правил относительно мужского и женского поведения. Они касаются внешнего вида (одежда, прическа), видов деятельности (есть чисто женские или мужские профессии), распределения функций в семьи. Поведение человека социализировано. Не исключение и половое поведение. Но на самом деле нет абсолютно мужественных мужчин и очень женственных женщин. Так по мнению психолога С, Бэм[2] маскулиннсть и феминность – не антагонисты, они могут гармонично сочетаться, создавая феномен андрогинности.

2. Гендерные установки

В широком смысле гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия. Решающим фактором в формировании гендерных установок является опыт межличностных отношений с значимыми людьми противоположного пола. В гендерных установках мужчин и женщин отражается характер их связей и отношений с близкими людьми противоположного пола. Гендерные установки - детерминанты гендерных отношений на микроуровне, то есть типа «личность-личность», где взаимодействие осуществляется между людьми разного пола.

К гендерным установкам можно отнести позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.

Среди них наиболее важными являются гендерные стереотипы, роли и гендерную идентичность.

Гендерные стереотипы - формировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.[3]

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде

всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов. С. 24-26)[4]. «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков. С. 264-265)[5]. В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов).

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность (умение сочувствовать), эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.

Власть - подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины – «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя» (Розанов. С. 139-140). С. Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения...»

Порядок - хаос. Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало - проявление порядка, а женское - хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности.