Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. [14]
Философы-идеалисты и психологи, стоящие на идеалистических позициях, отвергали положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказывали обратное, что якобы ощущения отделяют Человека от внешнего мира, сформулировав теорию «специфической энергии органов чувств». В итоге делался вывод, что человек отражает не воздействия внешнего мира, а лишь свои субъективные состояния.
Ощущения человека, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
В психологии конца XIX — начала XX в. сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение — пассивный процесс.
В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения входит Движение — иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. [3]
Ещё Сеченов И. М. указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его. В последнее время было установлено, что каждое зрительное восприятие действительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногда носят характер крупных «ощупывающих» движений, а иногда принимают вид микродвижений глаз.
Все это показывает, что ощущения вовсе не являются пассивными процессами, что они носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при сокращении сосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном разглядывании сложного изображения).
В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений. [10]
Столин В. В. указывает на константность ощущений: « При ходьбе, поворотах головы предметы не раскачиваются и не меняют ориентацию, хотя и их изображение на сетчатке глаза меняет ориентацию, размер, яркость. Обученная перцептивная система человека без труда справляется с проблемой выделения изменений в стимуляции, связанных с собственной активностью и с изменениями самих предметов ». Этим свойством определяется постоянство наших ощущений относительно окружающего мира.
Об этом говорил и Бернштейн Н. А.: «Когда мы ходим, поднимаемся по лестнице, поворачиваемся вокруг себя, мы не только знаем, но и ощущаем со всей наглядностью и непосредственностью, что перемещаемся мы, в то время как пространство с наполняющими его предметами неподвижно, хотя и все рецепторы говорят нам обратное. Если можно так выразиться, каждый субъект еще с раннего детства преодолевает для себя эгоцентрическую, птоломеевскую систему мировосприятия, заменяя ее коперниканской». Эта идея Н. А. Бернштейна развивается в современных исследованиях. Можно сказать, что зрительные ощущения предполагают чувственное самовыделение и пространственную локализацию воспринимающего. [18]
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия — наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т. д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.
Чувствительность глаза к световым волнам различной длины неодинакова. Наиболее яркими кажутся человеческому глазу лучи, длины волн которых соответствуют желто-зеленой части спектра (556 мм). В сумерки наиболее ярким кажется не желто-зеленый цвет, а зеленый цвет, имеющий длину волны 510 нм. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют. Это явление носит название явления Пуркинье. Общее количество различаемых глазом цветных тонов максимальной насыщенности доходит до 150. [17]
Таким является обоснование значимости зрительных ощущений в познавательных целях.
Роль зрительных ощущений в психической жизни человека так же не маловажна. Можно сказать, что в своих отношениях с действительностью человек в первую очередь руководствуется зрением. Какие ощущения даёт нам зрение? Что замечают, что видят наши глаза в объективном мире?
Несомненно, в основном две вещи: свет и цвет. По существу, ощущения света переживаются как ощущения цвета – темное и светлое; они всегда считались цветом, особенно их полюса - черное и белое. Серое тоже скорее цвет, чем свет. Признав все зрительные ощущения цветовыми ощущениями, дадим более правильное описание наших переживаний. Тогда свет, безусловно различаемый глазом, следует считать не качественно отличной отдельной группой зрительных ощущений, а одним из моментов ощущения цвета, по которому можно отличать один цвет от другого.
Узнадзе Д. Н. указывает, что некоторые психологи так и поступают, полагая, что единственная функция зрения заключается в ощущении цвета. [20] Со сторонниками цветовых теорий зрения мы сталкивались ранее.
Но зрительные ощущения нужны человеку не только для познания.
Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. [11]
Такимобразом,серьезныенарушениязрениямогут приводить,соднойстороны,кинформационнойнедостаточности,асдругой—ксбоюмеханизмовинформационной обработки. [1]
Гинецинский В.И. указывает на связь зрительных ощущений и эмоций, говоря, что они возникают последовательно и неотъемлемы друг от друга. [5]
Есть и другие процессы взаимодействия ощущений. В результате действия раздражителей на один анализатор могут повышаться или понижаться пороги ощущений другой модальности. Это явление было изучено Кравковым С.В. [9]. Например, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый – повышает. Под влиянием сладкого, соленого и кислого чувствительность зрения повышается, а под влиянием горького – снижается. Изменения могут достигать нескольких десятков от первоначальной величины и сохраняться долго. Ещё Ломоносов М. В. писал, что на морозе цвета ярче. Более громким кажется голос в темноте.
Другое проявление взаимодействия анализаторов – явление синестезии. Это возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности. Истинная синестезия встречается очень редко. Синестезией иногда называют появление целостных образов-представлений при действии раздражителя другой модальности. Изучая синестезию, Журавлев А.П. установил типичные звуко-цветовые соответствия: А – густо-красный, Е – зеленый, И – синий. В анализе стихотворений известных поэтов наблюдалость соответствие цветовая палитра, описанная словами, хорошо соответствует цветовому значению звукобукв. [8]
Положительное значение субъективности зрительных ощущений ярко отражается в деятельности творческих людей.
Мир художника – это прежде всего видимый мир. Все, что окружает человека, предстает перед художником в большей части в виде зрительных образов, поэтому мышление художника является главным образом мышлением визуальным.
Наши ощущения есть образы внешнего мира, существующие вне нашего сознания. Материя, действующая на наши органы чувств, дает нам ощущения. Физиологически, ощущение воспринимается мозгом человека, его нервными окончаниями, сетчаткой глаза и.т.д. Ощущение есть определенным образом организованная материя. Живое созерцание предмета является моментом чувственной практической деятельности человека. [19]
Для всех органов чувств существует проблема "субъективного" и "объективного" аспектов. Субъективная сенсорная физиология (психология) занимается ощущением и восприятием - областью человеческой психики. Объективная имеет дело с физико-химическими, электрическими процессами, например, частотой импульсов в центрах головного мозга и т.п. Те философские школы, которые считают, что человеческое тело в своей сущности отделено от человеческого духа, рассматривают объективную и субъективную сенсорную сферы как самостоятельные. Философские системы с материалистической базой объективную и субъективную основу сенсорики принимают как разные методы наблюдения одного и того же предмета: физиологические и психологическое.