Позднее отец помогает развитию ребенка в игре. Игры матери и отца имеютразличные функции. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.
Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только для мальчиков. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках[4].
Кроме того, установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются: 1) страх потери любви родителей, 2) идентификация с родителем (3. Фрейд), 3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.
Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети.
Исследования растущих без отца детей показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения тендерных ролей.
Например, считается, что мужчины испытывают дискомфорт при прикосновении к младенцам, существует даже миф о брезгливости мужчин к маленьким детям, однако, по мнению И.С. Кона, причинами этого могут быть вовсе не очевидные факторы. Женщины очень часто отстраняют отцов от заботы о ребенке или воспринимают отца лишь как заместителя матери, хотя по сути они выполняют различные функции. Мужчины, кроме того, стесняются проявлять нежные чувства по отношению к ребенку, быть неуклюжими в общении с ребенком. Материнская функция признается обществом почти священной и довольно хорошо регламентирована. Проявление материнских чувствявляется нормой. Мужчины же скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и по отношению к ребенку .
Проблема состоит в том, что ребенок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребенка как продолжение себя. Женщина подготовляется к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребенка.
Мужчина отлучен от этого общения, поэтому чувство отцовства, эмоциональное восприятие ребенка затруднен. Женщина в период беременности изменяется, она может прибегать к защитной «регрессии», в терминологии психоанализа, предполагающей детские эмоциональные реакции в столкновении с взрослыми проблемами, в то время как будущие отцы склонны рационализировать и схематизировать угрожающие переживания. Такая разница связана с традиционными представлениями о мужественности, которые внушаются мальчикам. В этих ожиданиях не приветствуется фиксация на чувствах и переживаниях, а содержатся установки на хладнокровное избавление от них (подавление, вытеснение). Это приводит к тому, что мужчины подавляют проявления чувств, в том числе и чувств к ребенку.
Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу — оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем, создав защитный барьер между нею и остальным миром. Как поведет себя будущий отец, будет зависеть от следующих факторов. Основные из них — его личностный склад, зрелость отношения к семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом. Одно из сильнейших переживаний — завороженность способностью женщины порождать что-то новое, давать жизнь. Вкупе с кормлением грудью, это вызывает у мужчин ощущение могущественности женщины и, как писала К. Хорни, ощущение собственной незначительности, несовершенства. Это может спровоцировать у него чрезмерное увлечение работой, другими женщинами или чем-то еще, что может привести к тому, что будущий отец упускает возможность установления контакта с ребенком.
Еще одной важной проблемой является то, что беременность жены актуализирует образы материнства, сложившиеся у мужчины ранее. Таким образом, очень важна реальная история отношений мужчины со своей матерью: насколько присутствовали забота, доверие, осознание отдельных от нее интересов ребенка — насколько многомерный и позитивный образ женщины и матери сложился у мужчины. Беременность жены может актуализировать у мужчины детские отношения с его матерью и спровоцировать различные реакции на реальные сложности, как у ребенка, а не действия взрослого человека.
Ко всему этому прибавляется ощущение, что ребенок займет место мужчины в жизни женщины, она становится самодостаточной и получает все, что ей нужно, от ребенка. Страх быть ненужным становится одним из самых мощных переживаний этого периода. Боязнь кардинальных перемен в жизни и потеря свободы маневра в отношениях может даже быть причиной нежелания иметь ребенка.
Важно отметить, что хотя эти страхи могут не осознаваться, но они влияют на поведение мужчины. Позднее проблемы, возникающие во время беременности, приводят к нарушению отношений в диаде «отец — ребенок», а иногда к проблемам в семье. Отец может отказаться от своей экзистенциальной, социализирующей роли и превратиться только в источник материальных благ, если на ранних этапах развития ребенка не возникло никаких чувств. Мужчина может воспринимать ребенка как обязанного любить родителей и без близкой эмоциональной связи. Соответственно, он не будет стремиться к контакту с ребенком. Мужчина также может отказываться общаться с ребенком-младенцем, мотивируя это его возрастом; при этом теряется возможность установления контакта с ребенком. На это могут повлиять установки матери в ее стремлении отстранить мужа от ребенка; тогда и с более взрослым ребенком общение будет нарушено[5].
Таким образом, принятие роли отца оказывает влияние на операциональный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие исследования говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней.
Итак, существуют достаточно качественные эмпирические исследования отцовства, однако до сих пор нет теоретической модели отцовства. Изучение отцовства проводится в рамках следующих теорий: а) теория жизненного пути (она ориентирована на исследование того, как мужской опыт отцовства изменяется в связи с различными периодами жизни); б) социальная описательная теория (в ней делается упор на то, что отцы усваивают культурные образцы роли); в) теория социальной идентичности (она сфокусирована на то, как мужчины воспринимают идентичность отца относительно их других социальных ролей).
Самая часто используемая концептуальная модель отцовства — четырехфакторная модель вовлеченности отца, которая включает мотивацию, навыки, социальную поддержку, социальные условия и слишком узка по сравнению с теориями развития, такими как теория Э. Эриксона или теория социальной идентичности.
По нашему предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный (в том числе биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания); операциональный (умения по уходу за ребенком и общение с ним); ценностно-смысловой (отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания). Кроме того, в данную структуру входит сквозной интегральный компонент — оценочный, это: 1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли отца, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального.