Смекни!
smekni.com

Проблема отцовства в современной тувинской семьи (стр. 5 из 6)

Ввиду того, что согласно проведенного нами теоретического анализа этапов, факторов и критериев развития личности в период взрослости, наиболее общим критерием развития в данном возрасте в современной психологической науке и принятой нами методологической позиции полагается достижение зрелости — процесс, который можно конкретизировать через формирование ответственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, а также принимая во внимание структурную модель отцовства, которая включает четыре блока; потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой и оценочный, включающий в себя социальную и личностную оценку, для выявления влияния отцовства на развитие личности, понимаемое нами как формирование ответственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, нами использовались следующие методики: Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла — 16PF, Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева, методика «Личностный дифференциал», методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е.Шеффера-Белла и др. (SchaeferE.S. - BellR.A.), а также некоторые вопросы анкеты, имеющие интервальную шкалу измерения. Данные, полученные в ходе исследования, были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализов.

Обработка данных. На основе индивидуальных протоколов респондентов была получена обще групповая матрица данных.

Сравнение выборок показало, что между выборками существуют значимые по критерию Стьюдента с уровнем значимости 0,05 (р<0,05) различия по следующим показателям: фактор силы (ЛД), по шкалам цепи в жизни и результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией) по СЖО, а также по таким шкалам опросника PARI, как шкала «Подавление воли ребенка», «Мученичество родителей», кроме того, по следующим факторам опросника Кеттелла: С — стрессо устойчивость, Е — доминантность, F — сдержанность—экспрессивность, G — подверженность социальным нормам, Н — склонность к риску, I - жесткость-чувствительность, L - доверчивость-подозрительность, М — практичность-воображение, N — прямолинейность—дипломатичность, Q1 - консерватизм-радикализм, Q2 — конформизм-нонконформизм, Q3 — низкий — высокий самоконтроль.

Корреляционный анализ показал, что существует значимая (при р = 0,05) положительная корреляция между наличием детей и следующими показателями (табл. 2): сила (самооценка себя по фактору силы) (ЛД) - г-0,33 (при р = 0,05), цели в жизни (СЖО) г-0,44, результативность (СЖО) г = 0,29, «жертвенность» родителей (PARI) г —0,55, а также с некоторыми факторами по 16PF: фактор С (стрессо-устойчивость) г —0,67, фактор F (сдержанность— экспрессивность), г-0,37, фактор G (подверженность социальным нормам) г = 0,81, фактор N (прямолинейность-дипломатичность) г = 0,54, фактор Q3 (низкий — высокий самоконтроль) г —0,45. Значимая отрицательная связь наблюдается между наличием детей и такими переменными, как: шкала равенства родителей и ребенка (PARI) г = -0,30, фактор Е (доминантность) г = —0,35, фактор Н (склонность к риску) г= —0,65, фактор I (жесткость — чувствительность) г = —0,65, фактор L (доверчивость-подозрительность) г = -0,37, фактор М (практичность—воображение) г = -0,43, фактор Q1 (консерватизм-радикализм) г= -0,55, а также фактор Q2 (конформизм—нонконформизм) г — -0,54.

Таблица 2

Корреляция между наличием детей и различными факторами

Положительная (при р < 0,05) Отрицательная (при р < 0,05)
Сила (ЛД) г-0,33 Оценка равенства родителей и ребенка г = -0,30
Цели (СЖО) г = 0,44 Доминантность г = -0,35
Результат (СЖО) г-0,29 Склонность к риску г = -0,65
Оценка «жертвенности» родителей г-0,55 Жесткость г = -0,65
Стрессоустойчивость г = 0,67 Подозрительность г--0,37
Сдержанность г-0,37 Воображение г =-0,43
Нормативность поведения г = 0,81 Радикализм г = -0,55
Дипломатичность г = 0,54 Нонконформизм г = -0,54
Самоконтроль г-0,45

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что различия между личностными особенностями мужчин, имеющих детей, и мужчин, не имеющих детей, действительно существуют, и что для мужчин-отцов характерны большая стрессоустойчивость, экспрессивность, большая подверженность социальным нормам, дипломатичность, более высокий самоконтроль, а также большая оценка себя по фактору силы (ЛД) и большая осмысленность целей жизни и удовлетворенность результатом в настоящий момент. Однако такие мужчины менее доминантны, менее склонны к риску, более жестки, менее подозрительны, более практичны, более консервативны.

I. Среди мужчин, не имеющих детей, 52% считают, что любят детей, но общаются нечасто, 32% — общаются часто, 12% испытывают желание отстраниться, для 76% пол ребенка не важен, свои отношения с матерью оценивают как очень хорошие 76% испытуемых, причем ни один испытуемый не рассматривает свои отношения с матерью как плохие, в то время как отношения с отцом классифицируются таким образом 20% испытуемых, однако 68% считают свои отношения с отцом близкими. 92% испытуемых планируют иметь детей в будущем и считают, что рождение детей необходимо планировать, 92% считают, что появление ребенка сильно изменит их жизнь, 48% представляли себе когда-нибудь своего будущего ребенка, при этом 64% представляют себя в роли отца. На вопрос о трудностях, сопряженных с рождением ребенка, 44% ответили, что это материальные трудности, 28% — ответственность. К практике совместных родов 36% относятся положительно, абсолютное большинство — 44% — не знают или не задумывались об этом, 40% считают, что с рождением ребенка изменится отношение окружающих к ним, все считают, что в положительную сторону, станут более уважительными, при этом 64% полагают, что изменится их отношение к самим себе, в сторону большей ответственности, большей взрослости. По мнению данной категории испытуемых, отец должен давать ребенку представление об окружающем мире, физическое воспитание, заботу, тепло, опору, опыт, поддержку, мужественность, представление об ответственности, мудрость, защиту, уважение.

2. Среди мужчин-отцов 76% любят детей, но общаются нечасто, 12% общаются часто, для 88% пол ребенка не важен, 76% оценивают свои отношения с матерью как хорошие, с отцом (как хорошие) — 64%. Первый ребенок для 92% был желанным, при этом к известию о беременности 52% отнеслись с радостью, 12% испытали страх, 40% никаких особенных чувств не испытали, при этом, впервые увидев ребенка, 68% испытали радость, а 12% — испуг. Во время беременности 52% отцов представляли себе будущего ребенка, 44% считают, что уже во время беременности их жизнь сильно изменилась, 76% считают, что жизнь изменилась после рождения ребенка. С рождением ребенка мужчины сталкиваются с материальными трудностями (36%), отсутствием времени (40%), нежеланием, страхом общения с ребенком (12%). Практику совместных родов отвергают 52% мужчин-отцов, 16% не задумывались об этом. При этом 68% отцов занимались с ребенком-младенцем. В идеале отец должен давать ребенку навыки, уверенность, воспитание, радость, помощь, защиту, материальное обеспечение, мужские навыки, содержание общения, ответственность, воспитание характера, отношение к людям. При этом конкретный отец обеспечивает основное жизненное направление, общение, понимание и решение проблем ребенка, помощь, совет, деньги, жизнь, средства к существованию, научение, заботу, любовь, опеку, оптимизм, поддержку, смысл жизни, практические навыки оценивания обстановки и отношений, образование, будущее, статус. Отмечается также стремление дать все, что возможно и что в силах.

Отношение окружающих после рождения ребенка изменилось в сторону большего уважения для 50% испытуемых. Отношение к себе изменилось у 64% испытуемых в сторону большей ответственности (40%), заботы о ребенке, большей серьезности, меньшего внимания на себя, увеличения требований к себе.

На предложение закончить фразу: «Мужчина без ребенка — это...» 72% дали негативную реакцию по отношению к такому мужчине. Приводились следующие сравнения: по мнению мужчин-отцов, мужчина без ребенка — «это очаг без огня», «дом без крыши», «птица без крыльев», «жизнь впустую», «не мужчина», «без сердца», «пустота», «дерево без листьев», «дерево без ветвей», «машина без мотора», «тупик», «эгоист», «мальчик».

Таким образом, качественный анализ показал, что мужчины, не имеющие детей в настоящий момент, планируют это сделать в будущем, при этом вполне представляют себя в роли отцов и считают, что рождение ребенка сильно изменит их жизнь — с рождением ребенка изменится и отношение окружающих к ним в положительную сторону, изменится и их отношение к самим себе. То есть можно констатировать наличие определенных представлений и стереотипов об отцовстве у мужчин, еще не имеющих детей.

Для мужчин-отцов характерно положительное отношение к отцовству. Они считают, что отношение окружающих меняется в лучшую сторону, а мужчина меняется в сторону большей ответственности и увеличения требований к себе. Можно отметить также сложности с ответами на некоторые конкретные вопросы, касающиеся взаимодействия с ребенком, что может говорить о меньшей вовлеченности конкретных отцов в жизнь детей.