Смекни!
smekni.com

Проблема самоубийства (стр. 7 из 11)

Этих двух примеров, вероятно, достаточно, чтобы показать, что функционализм, в том или ином виде, сегодня широко распространен. Его используют, чтобы защитить аборты, убийство новорожденных, эвтаназию и в том числе самоубийства. В каждом случае личность должна продемонстрировать определенные способности и функции, чтобы завоевать статус личности в глазах других людей .А если это не удается индивидууму, тогда его жизнь не представляет ценности и, следовательно, не подчиняется общепринятыми этическими нормами. Это ставит под вопрос весь метод и подход функционализма.

Персонализм

Альтернативу функционализму я бы назвал "персонализм". Всех персоналистов среди самых различных мнений объединяет убеждение, что ценность человеческой жизни есть дар, и ценность этого дара "дана" и присутствует даже тогда, когда определенные человеческие способности или функции отсутствуют. В целом персоналисты мыслят в рамках иудео-христианской традиции и обычно строят свои теории в согласии с библейским утверждением, что люди созданы по образу Божьему.

Персонализм предстает в работах Серена Кьеркегора, датского философа 19 века, которого часто называют "отцом экзистенциализма". В "Болезни к смерти" он пишет: "Ступени в сознании личности, у которых мы до сих пор были на службе, находясь в пределах определения человеческой личности, или личности, мерой которой является человек. Но эта личность приобретает новое качество в том смысле, что эта личность находится в непосредственном поле зрения Бога. Эта личность уже не просто человек, но то, что я бы назвал, надеясь не быть неправильно понятым, теологическая личность - личность в глазах Бога. И какую бесконечную реальность получает эта личность, находясь перед Богом. Пастух, который (если это было бы возможным) является личностью только в глазах коров, - очень незначительная личность; и то же самое мы можем сказать об управляющем, который является личностью только в глазах рабов, так как в обоих случаях недостает шкалы или оценочного критерия. Ребенок, у которого до сих пор в качестве оценочного критерия себя были только родители, становится личностью, когда он уже человек согласно приобретенному статусу, выступающему в качестве оценочного критерия. Но какую безграничную исключительность получает личность, принимая в качестве оценочного критерия Бога!".[31]

Кьеркегор утверждает, что ценность человека является в какой-то мере понятием, находящимся в зависимости от взаимоотношений человека, что ценность человека зависит от тех отношений, в которых он находится. Тогда, если все люди имеют какую-либо связь с Богом, сознательную или несознательную, позитивную или негативную, то эта связь дает личности безграничную ценность. Ясно, что эта ценность является даром, независимым от функций.

Немец Гермут Тилике был выдающимся современным персоналистом и написал свои научные труды по этике в основном как реакцию на оскорбления нацистов. Он утверждает, что человеческое достоинство - всегда неотъемлемое достоинство, получаемое как дар извне, не от онтологических качеств, присущих человеку, будь то свобода личности, ответственность, сознание или что-либо другое.[32]Причиной того, что он так полагал, было его убеждение, что люди - "существа, находящиеся в определенных отношениях, созданные по образу и подобию Божьему и сотворенные для общения с Богом. Образ Бога в человеке, утверждает он, не имеет ничего общего со свойствами и качествами человека. Тилике утверждает, что наше достоинство, как и наша праведность, имеет отношение к тому, что "Бог помнит о нас", а не к чему-то внутри нас. И так как Бог помнит о нас. Он говорит с нами через свое творение и Иисуса Христа таким образом, что достоинство и ценность каждой личности становятся тем, что нельзя потерять. Даже если многие обычные функции человека утеряны, ценность и достоинство личности не теряются, так как зависят от того, что Бог помнит о человеке и обращается к этому человеку. И если человеческое достоинство является результатом обращения Бога к нам, наличие человеческого достоинства предполагает важную задачу: реализацию этой связи со стороны человека.

Ясно, что взгляд на ценность человека с точки зрения персонализма приведет к совершенно другим выводам по поводу многих аспектов современной жизни, отличающимся от функциональной точки зрения.

В своей основе персоналисты опираются, в своих выводах о ценности человеческой жизни, на факт сотворения человеческой жизни Высшим Создателем, Богом.

Взгляд Церкви на жизнь человека.

Далее будет изложены обоснования, на основании которых христианская этика утверждает священность человеческой жизни. В Библии в книге Бытие (1:26,27) говорится, что только человека Бог создал по Своему Образу и Подобию, т.е. несет в своей сущности печать Божества. Это устанавливает особые отношения между человеком и Богом, равно как и остальной частью творения. То, что человек является носителем Образа и Подобия Создателя, усиливает представление о человеке как моральном существе, способном делать выбор согласно нормам морали и нести за это ответственность. Быть Образом и Подобием Божьим не означает быть Богом, но только то, что человек в отраженном виде обладает теми моральными и интеллектуальными силами, которые присущи Богу, и они делают человека моральным существом.

Как моральное существо, он несет ответственность за свой выбор, а также за свое отношение к другим членам человеческого рода и остальной части творения. Поэтому человек должен серьезно относится к тому, что он выбирает в нравственном отношении для себя и для других, как с точки зрения личной ответственности, так и с позиций бережного отношения к ценности самой жизни.

Он морально обязан вести себя лично и по отношению к другим по установленным законам, которые ценят и уважают человеческую жизнь. Утверждение, что человек создан по Образу и Подобию Божию, наполняет каждую отдельную личность внутренней ценностью, значимостью и достоинством. Человеческая ценность и значимость не определяются физическими или умственными свойствами и способностями, а также и не тем вкладом, который он может внести в развитие общества. В христианстве основным критерием, определяющим человека как моральное существо с внутренней ценностью и значимостью, является тот факт, что человек создан по Образу и Подобию Божию. Христианство определяет человека как творение по Образу и Подобию Божию. Поэтому утверждение, этого дает определение тому, что значит быть человеком. Поскольку "Образ и Подобие Бога" относятся к сфере духовного, гуманность существует независимо от того, на какой стадии развития будет человеческая жизнь, будет ли она находиться в чреве матери или в доме престарелых. И в том и в другом случае - это человек, обладающий внутренней ценностью и значимостью.

На основании вышеизложенного можно сделать такое заключение: так как жизнь человека определяется не внешними признаками, а внутренним даром богоподобности по Образу и Подобию Божьему и наличием сознательных или несознательных взаимоотношений каждого человека с Богом, любая человеческая жизнь священна и уничтожение ее кем-то или самим собой является злым, безнравственным действием.

Если принять то, что жизнь человека является даром Божиим, то нетрудно понять, что вопросы смысла земной и существования загробной жизни также находят исчерпывающий ответ в контексте Божественной перспективы. Нашедший в Боге смысл своей жизни здесь, обретает перспективу непрекращающейся жизни там (после смерти). Так принятие факта "священности жизни" способно повлечь за собой разрешение остальных двух, важных для предотвращения суицида, вопросов.

9. Направления возможной помощи потенциальным самоубийцам

В этом разделе мы рассмотрим возможные пути помощи потенциальным самоубийцам, которые доступны христианским лидерам и находятся в компетенции христианской Церкви. При этом мы не будем затрагивать те аспекты помощи, которые находятся в компетенции медицины.

В разделе "Причины самоубийства" были рассмотрены основные симптомы, которые провоцируют людей к самоуничтожению. Из них можно выделить три категории:

1. причины убеждений: бессмысленность жизни, следование сектантскому учению, из убеждений долга; из-за неизлечимой болезни и т.п..

2. причины невменяемости: сумасшествие, одержимость; алкогольная и наркотическая зависимость;

3. причины критических обстоятельств: различные социально-экономические проблемы и трудности межличностных отношений, проблемы здоровья (имеются ввиду не представляющие непосредственной угрозы жизни).

По причинам убеждений

Люди с суицидальным образом мышления, вызванного причинами первой группы являются наиболее проблематичными с точки зрения психотерапии (душепасторской). Так же они входят в группу наибольшего суицидального риска. Таким людям, как впрочем всем потенциальным самоубийцам, необходимо помочь переосмыслить три важных этико-богословских вопроса: о священности жизни, который мы подробно рассматривали, о смысле жизни и послесмертного бытия. Необходимый материал по двум последним вопросам христианские лидеры могут почерпнуть во множестве христианских книг, раскрывающих суть и цели христианства. Человеку нужно помочь понять, что жизнь его имеет ценность в глазах Бога и на основании ее священности он не имеет морального права самовольно прерывать ее. Следует помочь понять, что после смерти жизнь не кончается, она является лишь переходом в состояние непрекращающейся жизни. И то, будет ли она полноценной, счастливой, прекрасной или бессмысленной, мучительной, ужасной зависит от того примет ли данный человек, Библейский взгляд на свою жизнь или нет. От этого так же зависит вопрос осмысленности бытия и цели жизни.