2. Чувство опасности: "Должно произойти, что-то ужасное";
3. Чувство растерянности: "Я потерял ясность мыслей - мой разум не работает";
4. Чувство безысходности: "Я в тупике - все, что я делаю, н помогает";
5. Чувство отчаяния: "Я не знаю, что делать";
6. Чувство апатии: "Мне ничто уже не поможет, не стоит предпринимать попытки что-то изменить";
7. Чувство беспомощности, одиночества: "Я не в состоянии преодолеть эти проблемы, кто мне поможет";
8. Чувство срочной необходимости в помощи: "Мне нужна помощь";
9. Чувство несчастья: "Я несчастен".[38]
Исследуя Теорию Эмоций Эллис утверждает, что нет смысла пытаться изменить эмоции, лучше сосредоточиться на изменении мыслей, которые производят эти эмоции.
Целенаправленные вопросы предназначены для того, чтобы помочь человеку увидеть собственные неправильные представления о жизни. Это могут быть вопросы следующего типа:
"Может быть в вашем прошлом есть тревожные воспоминания, которые побуждают вас реагировать подобным образом?";
"Откуда берется ваше понимание собственного достоинства и самоценности - из того, что о вас говорят люди или из этико-богословских представлений?";
"На чем покоится ваша уверенность - на мнении других или на чем- то другом?".[39]
На этой стадии беседы, наставник, согласно Эллису, не должен пытаться указывать путь решение конфликта, но он должен просто обратить внимание своего подопечного на то, что его эмоциональная реакция связана не с предваряющим событием, а с тем как он его себе представляет. Поэтому вопросы должны затрагивать сферу иррационального мировоззрения человека, которую консультант- психоаналитик определил на первых стадиях беседы.
Эллис обучает наставников исследовать эти иррациональные представления, задавая следующие целенаправленные вопросы:
1. "Вы говорите, что жизнь ужасна и невыносима. Если не думать сейчас о том, что с Вами произошло, чем Вы можете доказать такую точку зрения?
2. Хотя я согласен, что то, что произошло с Вами - ужасно, но значит ли это, что Вы ничтожны сами по себе?
3. Скажите мне, почему этого не должно было с Вами случится?
4. Существует ли закон, который утверждает, что Вы и только Вы должны избежать всех тех проблем и сложностей, которые выпадают на долю других?
5. Если с Вами произошла подобная неприятность, значит ли это, что жизнь для Вас кончена?
6. Позволите ли Вы прошлому по-прежнему мучить Вас или собираетесь освободиться и жить как следует?"[40]
Эти и подобные вопросы должны задаваться с любовью, мягко и сострадательно, чтобы не возыметь обратного действия.
Именно на этом этапе, убедив человека в нерациональности его отношения и оценки данных событий, духовный наставник приступает к исправлению данных взглядов, путем замены их на более правильные.
Эллис утверждает "исправляя ошибочные модели мыслей, мы меняем эмоциональные ответы. Если Вы мыслите правильно, Вы будете и чувствовать правильно".[41] Он также утверждал, что объясняя человеку ошибочность его представлений и образа мыслей, необходимо помнить четыре вещи:
- Человек должен осознавать то, что он думает;
- Человеку нужно показать, что часть его мыслей отличается неточностью и ошибочностью;
- Человека нужно научить, как заменить неточные мысли - точными;
- Человек должен услышать отклик о том, правильно ли он изменил образ мыслей[42].
В отличие от Эллиса, как секулярного психолога-консультанта, который рассматривает проблемы кризиса в рамках общих гуманистических идей, христианский наставник-консультант имеет явное преимущество, т.к. его основанием являются ясные библейские нормы нравственности и доводы объясняющие мироустройство.
Задача христианского наставника
Задачей христианского наставника является то, чтобы помочь своему подопечному понять и оценить происходящее с ним с библейской точки зрения и научиться смотреть на жизнь и смерть глазами Бога. Именно на данном этапе подопечному нужно объяснить истинную концепцию священности человеческой жизни, смерти и загробного бытия, а также указать евангельский путь спасения от проблем, бессмысленности и отчаяния и научить принципам христианской жизни.
Доктор Дж. Адамс профессор практического богословия Вестминстерской богословской семинарии в США сформулировал это так: "Задача духовного помощника - водворить Бога на подобающее Ему место. Существенно важно суметь воссоздать правильную картину, где Бог выполняет Свои цели для Своей славы. Сделать так - значит внести глубокие изменения в кризис и придать делу новое измерение. В таком случае человек начинает видеть, что Бог тоже задействован в этом кризисе"[43]
Он также утверждал, что если мы признаем всемогущество Бога и Его власть над кризисом, то мы познаем две истины:
1. у кризиса существуют пределы;
2. он обретает значение.
Тогда события нашей жизни нельзя назвать просто трагическими, без смысла и назначения. Человеку нужно показать, что кризис, если на него смотреть с точки зрения Бога, предназначен не для того, чтобы сломать его, а для того, чтобы он мог пробиться вперед.[44]
Надеюсь, что вышеприведенная теория помощи людям, находящихся в депрессивном состоянии, и будет полезна в применении для христианских лидеров, стремящихся помочь этим людям.
Первое, чем могут помочь христианские общины людям, которые подвержены суицидальному мышлению, это, приняв такого человека в свою среду, помочь понять ему и ощутить, что он не одинок, помочь ощутить себя важным и нужным для людей и Бога. Это можно сделать через проявление к такому человеку особого внимания, через доверие ему определенной работы или служения. Разрешить проблему одиночества у такого человека, это значит лишить самоубийственные мысли основания.
В такого рода помощи могут быть полезны многие члены церкви. Заниматься же душепасторской помощью для предотвращения суицида, следует только подготовленным служителям церкви, чтобы не допустить пагубных ошибок.
Найти же контакт с людьми подверженными суицидальному мышлению можно, следуя описанными далее путями.
Церковь может внести свой неотъемлемый вклад в разрешение проблемы самоубийства, если будет активна в распространении христианских взглядов на вопросы смысла и ценности жизни, смерти и послесмертного бытия. Люди нуждаются в истинном знании того кто они есть, для чего живут и что их ожидает, а именно эти вопросы входят в компетенцию Церкви. И это следует делать не только путем внутрицерковного обучения через библейские разборы, проповеди, свидетельства, но и путем целенаправленных лекций, бесед, диспутов на уровне школ, институтов, других образовательных и социальных учреждений.
Через такие беседы и дискуссии будут выявляться нуждающиеся в помощи люди.
Создание горячих линий христианских телефонов доверия
Так же эффективным методом предотвращения суицида является организация христианских горячих линий телефонов доверия, по которым любой человек подверженный суицидальному образу мыслей мог бы в любое время обратиться за помощью. Во многих городах существуют такие социальные службы, которые доказали необходимость продолжения подобной работы. Церковь имея, данные Богом, богатые духовно-нравственные ресурсы для возрождения личности, может оказать действенную помощь людям, которые потеряли интерес к жизни, используя метод горячей линии телефона доверия.
В дальнейшем это может перерости в организацию специализированного центра душепасторской помощи людям, находящимся в кризисной ситуации, где должны работать не только духовно, но и психологически подготовленные люди.
В ходе данного исследования мы ознакомились с основными взглядами либерального и консервативного лагеря относительно:
определения того, что можно считать самоубийством, а что нет;
наличия или отсутствия у человека морального права на самоубийство;
критериев для определения ценности человеческой жизни (определения на основании наличия определенных качеств или сущности).
Итогом данной работы являются семь основных выводов, которые были выведены в ходе всего рассуждения.
1. Самоубийство является безнравственным и греховным, с позиции христианской этики, действием, и как нравственный термин несет в себе морально отрицательную нагрузку.
2. Самоубийство следует отличать от акта самоуничтожения.
3.Самоубийством является преднамеренное лишение себя жизни путем совершения или отказа от совершения определенных действий, в котором преднамеренность определяется не фактом (или вероятностью факта) смерти, а наличием предшествовавших самоуничтожению (или попытке) планов и намерений убить себя.
4. Поступки самоуничтожения (или провоцирующие самоуничтожение) во имя спасения жизни других людей, в условиях неизбежности скорой смерти (по принуждению) и во имя сохранения верности Богу (только в том случае, когда следует выбрать: Бог или жизнь) не расцениваются как самоубийство, т.е. как безнравственный поступок, но являются морально оправданными действиями с точки зрения библейской этики.
5. Жизнь каждого человека священна не на основании приобретенных качеств, а на основании дарованного Богом права, быть носителем Образа и Подобия Бога, и наличия определенных взаимоотношений с Богом, инициатором которых Он Сам является, и это предает ценность как младенцу в утробе матери, так и престарелому инвалиду.
6. На основании этого человек не имеет морального права самопроизвольно прерывать свою жизнь насильственным образом, т.к. она является даром Создателя.