На пятом, заключительном этапе социальной адаптации могут реализоваться обе модели взаимодействия. Итог во многом зависит от первоначальной установки индивида на приспособление (равноценно индивида к среде или среды к индивиду) или установки на оптимизацию самого взаимодействия, достижение более высокого уровня функционирования в контакте со средой
Охарактеризуем особенности заключительного этапа адаптации для той и другой модели.
Несмотря на общий положительный эмоциональный фон, характерный для заключительного этапа процесса, при реализации разных моделей имеют место существенные различия на уровне когнитивных и поведенческих характеристик. В первом случае достижение состояния покоя и умиротворенности приводит к общему снижению степени функционирования личности. Внешняя поведенческая активность, как правило, умеренная и направлена преимущественно на поддержание достигнутого равновесия. То есть опять, как и на первом этапе, характеризуется реактивностью. Хотя общая информированность хорошая, однако, чувствительность к новой информации снижается, возникает риск формирования жестких стереотипов восприятия и поведения.
Несмотря на комфортность, индивид не застрахован от риска новой дезадаптации. Это может произойти в случае жёсткого фиксирования стереотипов и потери контакта с реальностью, которая непрерывно меняется. Если активность индивида будет направлена только на поддержание достигнутого равновесия, а поведение будет лишь реактивным ответом на колебания среды, то новая дезадаптация возникнет неизбежно, так как в этом случае игнорируется сам процесс дальнейшего развития личности и естественного изменения среды. Риск новой дезадаптации особенно высок в такой подвижной среде, как социальная. Новые изменения вызовут реакцию отторжения, которая поменяет положительное эмоциональное состояние на противоположное, имеющаяся информация станет неактуальной, и человек вновь окажется на первом этапе процесса. Таким образом, гомеостатическая модель адаптации, которая достаточно успешно работает в малоподвижных системах, таких как физическая и, частично, биологическая, приводит процесс социальной адаптации к замкнутому кругу, а личность - к постоянно возобновляющимся дезадаптациям.
При реализации второй модели удаётся так преобразовать изначальную неудовлетворительную ситуацию взаимодействия, что индивид и среда (или партнер) образуют теперь новую систему, где каждый занимаем свое место, и общее функционирование системы имеет некоторый положительный эффект ни сравнению с изолированным функционированием индивида и противостоящей ему среды. При оптимальном построении системы взаимодействия человек реализуется в продуктивной деятельности, которая одновременно приветствуется средой (или партнером). Как правило, этот процесс сопровождается усложнением организации обеих сторон. Все приобретения, актуализированные на предыдущих этапах, закрепляются в активном арсенале личности, повышая её общую адаптивность. Характерно, что идея постепенного накопления адаптивных ресурсов в результате последовательного ряда адаптации уже не раз излагалась в контексте теории адаптации.
Поддержание активности личности на достаточно высоком уровне дает возможность адекватного и своевременного реагирования на новые изменения. Поведенческая гибкость и открытость опыту являются необходимыми качествами, способными поддерживать состояние адаптированности, несмотря на определенные колебания среды. Творческая продуктивная активность предполагает постоянный приток новой информации. Поэтому в отличие от предыдущей модели у индивида сохраняется чувствительность к новой информации. Установка на оптимальное взаимодействие и самореализацию в продуктивной деятельности обеспечивает непрерывной развитие и самосовершенствование личности, которое только стимулируется новыми изменениями, происходящими во внешней среде или во внутреннем мире человека. В этом случае изменения ситуации взаимодействия служат не фрустрирующим фактором, а толчком к дальнейшему развитию. (Не случайно адаптация исторически рассматривалась в связи с теорией эволюции . Однако в случае социальной адаптации движущей силой развития служит не естественный отбор, а прогрессивные изменения в результате построения новых систем взаимодействия).
При оптимальном разрешении каждый новый адаптивный процесс повышает общий уровень функционирования личности и, совершенствуя ее внутреннюю организацию, делает личность всё более независимой от колебаний внешней среды. Если итогом адаптивного процесса является лишь подстройка к новым условиям среды, обусловленная тенденцией к покою, человек обречен на постоянные реадаптации. Таким образом, гомеостатическая модель способна обеспечить лишь ситуативную адаптацию к ограниченной среде, в то время как системная повышает адаптивный потенциал личности, способствуя общей адаптации .
В целом особенности протекания и длительность каждого этапа могут быть различными и зависят:
1) от характеристик среды, с которой необходимо взаимодействовать;
2) от интенсивности изменений,
3) от общей адаптивности личности;
4) от особенностей личности, позволяющих наиболее успешно функционировать на определённых этапах процесса.
А так протекание процесса социальной адаптации зависит от того, какой тип адаптационного процесса будет использовать человек. Выделяют четыре основных типа:
1. направленности вектора активности "наружу" соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе.
2. Направленности вектора активности "внутрь" соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя, коррекцией своих социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде.
И, в общем-то, неизвестно, какой тип дается легче с энергетической (физической) и с эмоциональной (психологической) точки зрения: изменение среды или себя.
3. В случае неприемлемости для личности, по каким – либо причинам двух рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с высоким адаптационным потенциалом для данной личности. Последнее обстоятельство (для данной личности) является принципиально важным. Потому, что понятие "адаптационный потенциал среды" всегда должно рассматриваться в субъективном контексте.
4. В действительности существует еще один тип адаптационного процесса. Причем, он как раз и является наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Этот тип называется вероятно-комбинированным. Он основан на использовании всех вариантов "чистых" типов.
Выбор того или иного варианта осуществляется в результате оценки личности успешности адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При выборе стратегии личностью оцениваются:
1. требования социальной среды – их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.
2. потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.
3. цена физических и психологических усилий при выборе стратегии изменения среды или изменения себя.
Оценка этих параметров часто происходит в свернутом виде или даже на неосознанном, интуитивном уровне.
Типы адаптационного процесса формируются в зависимости от индивидуально – психологических особенностей личности.
1.3 Адаптивные характеристики личности
Детальное описание процесса социальной адаптации позволяет внести некоторую определённость в проблему изучения адаптивных свойств личности. Понятие адаптивного потенциала широко использовалось как в психоаналитических, так и в интеракционистских концепциях психической адаптации. Так Адлер связывает проблемы адаптации индивида в обществе с "невротическим стилем жизни", который является следствием "трудного" детства и характеризуется такими особенностями как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалестичность. Этот "невротический" стиль жизни постоянно сопровождается ощущением угрозы самооценки, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими.
В концепции фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца, социальная адаптация взрослого человека рассматривается как предопределенная опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы в сфере межличностных конфликтов.
В современной психологии проблемы адаптированности личности занимают немаловажное место. Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых способностей, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации и нормализовать свое взаимодействие со средой. Существует огромное разнообразие мнений по поводу того, что именно входит в это понятие, и какие свойства следует считать адаптивными. Здесь можно встретить описание достаточно обобщённых личностных качеств, таких как осознанность, гибкость поведения, способность к внутриличностным изменениям, социально-психологическая терпимость. Наряду с этим используется простое перечисление особенностей поведения, присущих достаточно адаптированным индивидам: дружелюбность, ответственность, соответствие поведения этическим нормам. Если адаптивность рассматривается как система способов, позволяющих справляться с типичнымипроблемными ситуациями, то отмечаютсятакие качества, как способность принимать адекватные решения, наличие соответствующих знаний, умений.