27. Я быстрее, чем большинство других людей, восстанавливаюсь после перенесённой болезни или пережитого стресса.
28. Удача сопутствует мне практически во всех моих начинаниях.
29. Я практически уверен в том, что мог бы совершить поступок, который большинство людей посчитали бы опасным – например, промчаться на большой скорости по мокрой или оледеневшей дороге.
30. Обычно я нахожусь в хорошем тонусе в течение всего дня, не испытывая необходимости насильно принуждать себя к действию.
31. Я думаю, что остаюсь спокоен и уверен при встрече с группой незнакомых людей, даже если буду заранее уведомлён об их плохом отношении ко мне.
32. Обычно я испытываю напряжение и беспокойство, когда мне нужно делать что-то новое, неизвестное мне.
33. Я часто ошибаюсь, если только не бываю очень внимателен.
34. Обычно я избегаю ситуаций, в которых мне придётся общаться с незнакомыми людьми, даже если я вполне уверен в их дружелюбии.
35. Обычно чувствую себя уверенней и энергичней остальных даже после небольшой болезни или пережитого стресса.
2.3 Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось заполнить бланк опросника Шкалы избегания опасности, содержащей 35 вопросов.
Полученные результаты представлены ниже:
1. Анна Никитична, 63 года.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" –5 баллов.
"Астения - Энергичность" – 8 баллов.
По полученным результатам испытуемая характеризуется пессимистичностью, ожиданием опасности в большинстве ситуаций социального взаимодействия. Она с трудом переносит ситуации неопределенности, которые незнакомы и потенциально опасны. Даже если незнакомая ситуация достаточно безобидна, она все равно ощущает напряжение и тревогу. Как следствие этого, с трудом приспосабливается к изменениям в привычном распорядке жизни и предпочитают не выделяться и не проявлять особой активности или инициативы. Хотя, в целом человек достаточно общительный, но входит в контакт только при наличии надежных гарантий принятия. По шкале астении также набрано достаточно большое количество баллов, что свидетельствует об астеничности испытуемой, необходимости дополнительного времени для отдыха.
2. Любовь Андреевна, 57 лет.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 7 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 6 баллов.
"Астения - Энергичность" – 9 баллов.
Наибольшее количество баллов (из максимально возможных), набрано по второй субшкале «страх неопределенности - уверенность» и по шкале астеничности. Это свидетельствует о трудностях, испытываемых Любовь Андреевной в незнакомых ситуациях, в новой, непривычной обстановке. В сочетании с высокой утомляемостью, астеничностью это приводит к малой активности, безынициативности испытуемой. Она часто нуждается в дополнительном сне или отдыхе, поскольку очень быстро утомляется. Помимо этого, ей требуется больше времени, чтобы восстановиться после перенесенного заболевания или пережитого стресса.
3. Зинаида Гавриловна, 61 год.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 9 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 7 баллов.
"Астения - Энергичность" – 9 баллов.
Высокие баллы практически по всем субшкалам, свидетельствуют о высоком уровне тревожности испытуемой, тенденции к преувеличению существующей опасности. Ей характерно долгое переживание потерь и неудач. Зинаида Гавриловна стремится к избеганию многих ситуаций социального взаимодействия, ограничивая свой круг общения, от чего еще больше страдает. Ей также необходимо много времени на восстановление собственных сил после болезней и пережитого стресса.
4. Сергей Андреевич, 60 лет.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 7 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 6 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 5 баллов.
"Астения - Энергичность" – 8 баллов.
Сергей Андреевич характеризуется повышенным уровнем тревожности во многих ситуациях взаимодействия, достаточно общителен, но только после установления высокой степени доверия к человеку. Плохо переносит критику, ощущает дискомфорт в новой, непривычной обстановке. Располагает малым запасом свободной энергии, в силу чего быстро утомляется при общении, после болезни и пережитого стресса.
5. Вера Николаевна, 55 лет.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 7 баллов.
"Астения - Энергичность" – 9 баллов.
Испытуемая не уверена в себе, пессимистична, дискомфортно себя чувствует в ситуациях неопределенности, в новой непривычной для нее обстановке. Большинство жизненных ситуаций вызывают внутреннее напряжение, беспокойство. Не способна настоять на своем, долго переживает неприятности и неудачи, пассивна. Согласилась на диагностику, устав от такого состояния, надеясь на помощь специалистов.
Таким образом, все обследованные в данной группе, характеризуются такими особенностями как, пассивность, высокий уровень тревоги в большинстве ситуаций социального взаимодействия, уход от контактов, болезненное переживание критики, неприятностей, неудач. Им свойственен высокий уровень астеничных процессов, быстрая утомляемость, необходимость дополнительного отдыха для восстановления собственных сил.
Заключение
Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.
Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.
Создание системы социальных услуг (в том числе Служб Экстренной Телефонной Помощи), соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.
Применение качественных методов исследования, направленных на раскрытие причинно-следственных связей, анализ процессуальных характеристик изучаемых социально-психологических проблем пожилых людей позволили мне выделить основные проблемы, а также некоторые личностные характеристики этой социальной категории людей.
Итак, основные проблемы пожилых людей, обращающихся на Телефон Доверия:
одиночество;
поиск смысла жизни;
переживание травмы (смерть близких людей);
проблемы социальной адаптации (сокращение, низкий материальный уровень);
проблемы в семьях взрослых детей;
конфликтные супружеские отношения;
религиозные проблемы.
Таким образом, пожилые люди наиболее часто переживают проблему одиночества, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Они характеризуются такими особенностями как, пассивность, высокий уровень тревоги в большинстве ситуаций социального взаимодействия, уход от контактов, болезненное переживание критики, неприятностей, неудач. Им свойственен высокий уровень астеничных процессов, быстрая утомляемость, необходимость дополнительного отдыха для восстановления собственных сил
Рассматриваемые в работе проблемы лиц пожилого возраста требуют необходимого решения.
Библиографический список
1. Альперович В. А. Социальная геронтология. - М., 1997.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2т. - М., 1992.
3. Проблемы отчужденности и одиночества (по материалам системы статистической обработки звонков, поступивших на ТЭПП). – Кемерово, 1995.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000.
5. Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: «Питер», 1999.