С.Л. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность.
Согласно определению, даваемому К.Н. Корниловым, «характер – это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы – и получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека».
Б.Г. Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий».
А.Г. Ковалев понимает под характером своеобразный психический склад человека, который проявляется «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности».
В.Н. Мясищев считает, что «отношения, приобретая устойчивость, большую значимость, становятся характерными для личности». В.С.Филатов подобным образом говорит о характере, определяющем «жизненную направленность и всю линию поведения личности».
П.А. Рудик не вводит в определение характера терминов «направленность» и «отношение», но, говоря о структуре характера, он в первую очередь выдвигает те черты личности, которые выражают отношения человека к окружающему миру, к своей общественно-трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.
Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе.[11,c.21-23]
Наиболее полным, на наш взгляд, является определение А.Ц. Пуни: «Характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношении ее к действительности».
Несмотря на то, что в настоящее время, нет однозначных толкований характера, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что характер не сводится только к совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, это так же те черты личности, которые выражают отношение человека к действительности, к общественно-трудовой деятельности, к другим людям, к самому себе.
Понятие акцентуации характера впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард.[20,c.76] Он считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.[21,c.365]
В настоящее время существует так же множество определений акцентуаций характера.
В кратком словаре системы психологических понятий К.К.Платонова акцентуации характера рассматриваются как «различные, еще не ставшие патологией особенности характера (скрытая акцентуация), являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям (явная акцентуация) (лат. accentus-ударение)».[18,c.9]
Согласно определению Каменской Е.Н. «акцентуация характера - «слабые места» характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями».[8,c.178]
В словаре-справочнике М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович «акцентуации характера – чрезмерная выраженность его отдельных черт».[7,c.11]
Столяренко Л.Д. считает, что «акцентуация характера – гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими.»[21,c.365]
В работах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки понятие «акцентуация личности». В свою очередь А.Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба сочетания – и «акцентуированная личность» и «акцентуация характера».
По исследованиям А.Е. Личко патохарактерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий.
Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.
Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации.
Различают несколько видов относительно стойких изменений:
- переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;
- формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;
- трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.
В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут “вытеснить”, “заслонить” черты других акцентуаций.
Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической.
Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще не достаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а так же переход явных акцентуаций в скрытые.[20,c.76-77] В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтивному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Таким образом, понятие «акцентуации характера» разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее полным на наш взгляд является определение, разработанное К.К. Платоновым: «Акцентуации характера – это различные, еще не ставшие патологией особенности характера (скрытая акцентуация), являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям (явная акцентуация)».
1.2 Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом.[10,c.204]
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможности воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а так же противоположные им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера, уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества школьных друзей, а так же учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучили ребенка дома, и тем, что от него требует школа.[12,c.580]