Смекни!
smekni.com

Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации (стр. 4 из 5)

Таким образом, правила построения заключения при отборе на переучивание оказываются зависимыми от такого субъективного фактора, как профессиональная эрудиция и компетентность психолога, которые могут оказаться не на должном уровне. Данное обстоятельство указывает на необходимость существенной доработки раздела Руководства, касающегося отбора пилотов для переучивания на новую технику, что предполагает разработку более четких и статистически обоснованных критериев для ранее использовавшихся методик тестирования, а также привлечение новых методик с разработанными для лётного состава нормативами.

В процессе направленного, систематического воспитания каждой опасной полетной ситуации необходимо противопоставить сложные сплавы, в функциональной структуре которых были бы интегрированы воедино речевые, двигательные, когнитивные и эмоциональные компоненты. По сути дела, это смысловые образования, обеспечивающие действия человека в ответ на реальную угрозу жизни. Эмоциональная составляющая является не только чувством или аффектом, а выступает в качестве их комбинации, поскольку и чувство, и аффект играют определенную роль в человеческом поведении. Для этого они должны быть определенным образом уравновешены, потому что при любом перекосе в функциональной системе, произошедшем либо вследствие утомления, либо под действием внеполетных событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, аффект может взять верх и при соответствующей ситуации привести к несчастному случаю.

В сложной многоэтапной системе обучения летчиков в настоящее время наиболее важное место занимает отработка двигательных навыков. Для этого используются комплексные тренажеры и учебные полеты. Значительно меньше внимания уделяется когнитивной и особенно эмоциональной составляющим опыта летчика, их формирование ведется не столь систематично. С комплексом воздействий, связанных с опасными ситуациями, молодые пилоты обычно знакомятся лишь в реальных условиях, а это усугубляет аффекты, затрудняет процесс адаптации молодого специалиста.

К действиям в сложных и опасных ситуациях летчики должны готовиться еще в училище, на занятиях с использованием слайдов и фильмов, показывающих состояние среды, управляемого объекта, информацию на приборной доске и действия экипажей, как правильные, так и ошибочные. Разбор конкретных ситуаций можно дополнить деловыми или ролевыми играми, проводимыми сначала в учебной комнате, за столом, с воспроизведением речевых действий и умственных расчетов, а затем и на тренажере. Важную роль в такой подготовке играют прыжки с парашютом.

Разборы полетов имеют большое значение для формирования чувства ответственности. В процессе анализа ошибочных действий экипажей в эмоциональной ситуации разбора создаются и закрепляются в структурах опыта представления летчика о правильных действиях и о юридической ответственности за неправильные действия.

Аффекты представляют собой наиболее уязвимое звено в системе деятельности, на котором, прежде всего, сказывается утомление. В этой связи особое значение приобретает разработка процедур контроля и профилактики утомления летчика.

Переживание страха физической опасности нельзя рассматривать отдельно от другого типа страха, упоминания о котором постоянно возникают в рассказах пилотов — страха наказания. Это переживание поддерживается всей системой гражданской авиации, начиная от летного училища, где курсант живет под страхом наказания за любую провинность, а затем и в летных отрядах, где специалист оказывается беззащитным перед множеством наставлений, законов, инструкций, норм, правил и требований, которые, бывает, являются взаимоисключающими.

В условиях, когда летные параметры и переговоры экипажа записываются на магнитофон, пилот фактически чувствует себя открытым и незащищенным. Это вызывает переживание страха (быть наказанным или даже потерять работу), которое также откладывается в структурах профессионального опыта и становится ограничителем в планировании и выполнении действий летчиком. Два типа переживания страха (физической угрозы и социального наказания), включенные в структуру смысловых образований, иногда сталкиваются между собой, и тогда субъект должен выбирать, чем пожертвовать. Особый склад смысловых образований проявляется в обобщенном образе профессионала: он хорошо знает законы и инструкции, легко оперирует ими, стараясь найти опору для своих действий.


Выводы:

Уровень развития современной гражданской авиации (ГА) выдвигает на первый план требования к психическому состоянию пилотов. Увеличение эмоциональной устойчивости членов экипажей ГА является одним из ведущих факторов улучшения состояния безопасности полётов.

Эмоциональная устойчивость не является врождённым фактором, а может быть увеличена путём специальной подготовки и тренировок. Сами пилоты, как правило, осознают переживание страха, знают о пережитом когда-то сильном аффекте, который является его источником. Об этом лётчики говорят отчетливо, хотя и неохотно, не сразу. Произнесенные самим субъектом слова о страхе могут быть оправданы самым сильным аргументом — безопасностью полетов, к чему он и апеллирует. Переживание страха, явно или скрыто, входит в смысловые образования профессионального опыта, сохраняется в них и может проявиться в воспоминании, мысли, действии субъекта. Актуализированное переживание, если оно является умеренным, выполняет полезную функцию, обеспечивая контроль и бдительность летчика, готовность к выполнению задачи в опасной ситуации. Такого типа переживания входят в состав предвосхищающих реакций и носят мобилизующий характер. Побуждая летчика к продумыванию возможностей разрешения предстоящей опасной ситуации, они способствуют быстрым и более точным действиям, внимательному контролю над их исполнением.

У пилотов гражданской авиации к чувству опасности для себя добавляется и страх ответственности за десятки пассажиров, что отрицательно влияет на эмоциональную устойчивость лётчиков. Анализ действий пилотов и штурманов в сложных и опасных ситуациях полета показал, что в них содержатся все известные типы эмоций: аффекты, ситуативные эмоции, чувства и настроения. В аффекте выделяются два противоположных аспекта. Аффект ситуативен, поскольку возникает при определенных условиях, в ответ на неожиданное воздействие или на его быстрое развитие, он является ответом не на всю ситуацию, а лишь на определенный содержащийся в ней раздражитель. Однако аффект отличается особой устойчивостью, биологической целесообразностью, врожденностью и тем самым выходит за пределы ситуации. Он характеризуется сильным переживанием, которое может сохраняться и после выхода из опасной ситуации. Внешние компоненты аффекта индивидуальны, в ходе онтогенеза выражение аффекта постепенно приобретает вид, соответствующий достигнутому уровню культуры общества, к которому принадлежит индивид. Внешнее выражение, входя в механизм действия аффекта, накладывает определенный отпечаток и на его внутреннюю структуру. Аффект может возникнуть при встрече воздушного судна с грозовыми облаками, при авариях или в отказах в воздухе, при конфликте между членами экипажа и.т.п.

Общая эмоциональная устойчивость психики пилота зависит от степени тренированности и подготовленности, от уровня доверия членов экипажей к коллегам и технике.

Современные лётные средства представляют собой компьютеризованные системы, способные решать полётные задачи без прямого участия членов экипажей. Для повышения эмоциональной устойчивости пилотов необходимо также повысить «степень доверия» к «интеллектуальному» техническому обеспечению самолёта со стороны пилотов. В большинстве нештатных ситуаций машина действует намного быстрее и точнее человека. Однако сам пилот не всегда готов доверить машине свою жизнь, жизни коллег и пассажиров.

ЭУ, завися от всех качеств личности, требует в то же время для различных видов деятельности преимущественного развития отдельных из них. Например, если для выполнения какой-либо ответственной работы необходимо решать сложные мыслительные задачи, то увереннее чувствует себя человек, обладающий сильным интеллектом. В ситуации же, где задачи не очень сложны, но велик фактор риска, прежде всего необходимо мужество, т.е. в каждом виде деятельности требуется специфическое сочетание определенных личностных качеств.

Таким образом, для оптимизации своего психического состояния человеку требуется: в одних случаях перестроить свои управляющие программы, скажем, взгляды на методы психической "настройки"; в других- изменить отношение к тем или иным явлениям жизни; в третьих- овладеть способностью к избирательному восприятию действительности, к отвлечению от стрессов; в четвертых - научиться использовать произвольную эмоциональную самостимуляцию; в пятых - работать над укреплением воли, поскольку отрицательные эмоции порождаются внутренними конфликтами, связанными с безволием, плохим качеством управления своим поведением; в шестых - совершенствовать способность анализировать жизненные ситуации, познавать людей, так как плохое настроение возникает часто из-за непонимания людей, неверного истолкования мотивов их поступков, из-за неспособности докопаться до истинных причин явлений, разобраться в самом себе и т. д.

Зависимость психического состояния от организации деятельности человека, от используемых им психических методов саморегуляции изучается лишь эпизодически, она не поставлена во всей её полноте как самостоятельная проблема. В своей работе мы постарались показать зависимость психического состояния от особенностей личности, наметить основные направления перспективных, на наш взгляд, исследований.