Фромм, также, говорит о том, что людям свойственно необоснованно обесценивать свое повседневное обывательское творчество и за настоящее стоящее искусство принимать лишь великие галерейные и вечные произведения именитых мэтров. То есть человек часто попросту не видит и не замечает того, что должен и может видеть и замечать, в том числе и за собой. Большинство людей, по его мнению, напрочь лишены должного эмоционального реагирования на окружающий нас мир и предметы. Людей поглотило рацио и расчет. Вместо того, что бы жить чувственно, люди стали жить расчетом и логикой, вместо того, что бы переживать объекты, люди теперь их лишь распознают. Эти мысли очень созвучны мыслям философа Николая Бердяева.
Разъясняя разницу творческого и нетворческого взгляда на нечто, Фромм говорит, что в нетворческом подходе заложена абстракция - размытое усреднение или не способность видеть уникальность объекта: дерево как дерево. "И, напротив, при подлинном живом восприятии абстрактный подход невозможен. В этом случае дерево становится совершенно конкретным и неповторимым. Такого дерева не отыскать во всем мире, ибо именно его видит глаз, именно оно находит отражение в сознании человека, и тем самым он оказывается с ним в определенных взаимоотношениях, становясь как бы его творцом".
Творчество человека заключено, в его готовности открыто, без страхов и бегства реагировать на то, что преподносит ему внешний мир через его же внутренний мир. Эти страх и бегство в большей части неосознанны. Психологические защиты срабатывают автоматом, отсекая и перерабатывая "лишнее", а значит, человек не осознает многое, что следовало бы осознавать.
Фромм: "Какие же условия необходимы для того, чтобы человек обрел такое творческое состояние, при котором его восприятие окружающего мира было на уровне интуиции, было бы подобно озарению? Первым таким условием является способность человека удивлятьсяСпособность удивляться - это способность принимать, ожидать и видеть новое.
Способность сосредоточиться это вторая отличительная черта творческой личности, считает Фромм.
Третьей отличительной чертой творческой личности Фромм видит способность человека к самопознанию. Собственная идентификация, целостное ощущение своего "я" необходимы каждому.
Еще одной чертой творческой личности по Фромму является способность правильного отношения к конфликту, имея в виду бегство от всего пугающего и опасного. Он настаивает на встрече с конфликтом "лицом к лицу и умении его разрешить". Фромм: "Конфликты - это источник стремления человека к самосовершенствованию, развития его сил и основа становления его характера". преподносит. У человека есть и должен быть выбор, кроме одного - конформизма. Человек не должен сдаваться на волю собственного бессилия, что-то изменить. Стараться изменить - это и есть творчество. Иначе человек рискует превратиться в вещь.
6. Понимание творчества в гуманистической теории Маслоу
В частности, А. Маслоу утверждает, что творчество необходимый признак здоровья, а человек не творящий болен. Можно добавить к этому еще то, что жизнь в творчестве это человеческий уровень жизни, эволюционное новшество, заложенное в человеке.
А. Маслоу говорил, что у творческих людей их психологическое "Я" становится больше "Я" телесного. "Способы расти" представлены способностями индивида, которые задают направления роста.
Таким образом, только "истинная" мотивация позволяет человеку творить, только прислушиваясь к самому себе, мы сможем выбрать тот единственный путь, следуя которому мы будем превращаться из крохотного атома "одного из" в бесконечную Вселенную, осуществлять акт творения, уподобляясь Богу, Природе.
7. История возникновения игры. Игра у животных и человека
Д.Б. Эльконин в книге "Психология игры". На заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача в охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Кроме того, молодые юноши также должны были пройти через предварительную репетицию правильных действий охотников.
Кто-то из бывалых охотников мог изображать хитрое и умное животное со всеми его повадками, а остальные процесс организации охоты за ним. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это признак игры.
Происходит выделение из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной, в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Эта часть становится предметом воспроизведения, а затем освящается, приобретая характер магических обрядов.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.
Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:
имитация реальной трудовой деятельности;
осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;
разыгрывание ролей;
наличие магического смысла.
С развитием общества, со сменой формаций (от первобытнообщинной к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. Магический смысл игры утрачивается. В играх появляются две основные разновидности: игры театрализованные представления и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры. Деятельность человека в игре характеризуется обретением свободы и возможностью воспроизведения реальной жизни с помощью масок и марионеток за счёт утрированных действий, диктуемых определённой социальной ролью с жёсткими законами иерархии. Интерпретировать человеческую жизнь и деятельность, воссоздать критические ситуации с помощью масок, вызвать у зрителей и участников переживание, рефлексивное переосмысление такова функция игр-представлений.
Игра становится важнейшей частью досуга народа. Русская народная культура чрезвычайно богата играми, такими как петушиные бои, скоморохи, гусляры, медвежья травля, лошадиные бега, состязания на кнутах, игровые хороводы, кулачные бои, кукольный Петрушка и многие другие. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.
Все, о чем мы только что говорили, является элементами игры. Результатом игры может быть как победа, так и поражение. Любому человеку очень важно иметь игры, в которых есть возможность победить. Игры - это одна из составляющих смысла жизни человека.
"Игра - это термин, и обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности"
То есть игра - это поведение, направленное на приобретение информации о социальных ролях и взаимодействиях, которые индивид ещё не испытал "на собственной шкуре", что происходит через создание ложных точек идентификации в игре и воспроизведение "чуждых, но привлекательных" отношений и взаимодействий в особой условной форме.
ИГРА:
1. СОСТЯЗАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕКОМ ИЛИ КОМАНДЫ С КОМАНДОЙ ИДУЩЕЕ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ И СЛУЖАЩЕЕ ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧИТЬ ПОБЕДУ.
2. ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ В КАКОМ - НИБУДЬ ЗАНЯТИИ, СЛУЖАЩЕМ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ИЛИ СОРЕВНОВАНИЯ.
Основные игровые условия:
1. Важная цель (или приз)
2. Наличие препятствий (запрещающие правила)
3. Наличие свобод (разрешающие правила)
4. Оптимальное соотношение правил и непредсказуемости (хаоса и порядка).
При отсутствии любого из четырех компонентов игры не будет.
1. Когда нет цели, игра потеряет смысл.
2. Когда нет достойных противников или препятствий, играть неинтересно. Отсутствие препятствий все равно, что полная свобода. Полная предсказуемость. Это как если бы дворовая футбольная команда взялась играть со сборной страны. Профессионалам было бы неинтересно.
3. Непреодолимые препятствия напротив, означают полное отсутствие свободы, отсутствие шансов на выигрыш, это подавляет игрока. Игры нет.
Игра у животных
Игра у животных активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим, особенно хищникам и обезьянам, направленная на условное моделирование той или иной биологической формы взаимодействия с окружающим миром. Как правило, она возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, направленная на предметы, которые в процессе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение сенсорных эталонов, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения.
8. Игра в структуре человеческой деятельности
Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: