Символы — это более личные, частные обозначения, имеющие определенное физическое подобие с содержанием, которое они замещают. В эту группу включены: фантастические символы, обозначения-образы (гроза) и др Рисунок как продукт образно-символического мышления должен рассматриваться в связи с особенностями мысленных образов, свойственных ребенку. Пиаже подчеркивает связь развития рисования с развитием символической функции, вкладывая в это понятие примерно тот же смысл, что и Л.С. Выготский, т.е. способность к различению обозначаемого и обозначающего.
Своеобразная точка зрения на этот процесс просматривается в работах Д.Н. Узнадзе, который считает, что ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Значит ребенок рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что него есть в представлении. И хотя у восприятия и представления одна природа—зрительный образ предмета, однако, в действительности ребенок рисует что-то другое. И это не то, что рисует взрослый.
Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается и, по-существу, не отличается от словесного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, которую необходимо уметь прочитать.
Таким образом, можно сказать, что изобразительная деятельность детей к настоящему времени изучена достаточно широко. Остановимся лишь на данных, раскрывающих основные стадии, которые проходит ребенок в становлении изобразительной деятельности.
Первая стадия часто именуется стадией "марания". Первые пробы рисования — это настоящее "марание", "каракули", дитя "играет" карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Дитя привлекает здесь в сущности то же, что составляет основу радости всякого, самого высокого и зрелого творчества, из движений карандашом "что-то" выходит, объективируется, созидается (рис. книге).
Создание линии — без "рисунка" в хаосе и нагромождении — волнует и влечет к себе дитя — здесь закладываются, оформляются основы творческой психологии. Творить бытие, вызвать его к жизни, накопляя, нагромождая линии одну за другой — вот что влечет к себе дитя на этой стадии.
Эта первая стадия характеризуется как доэстетическая — не красоте подчинена значительная часть детского рисования, поскольку еще нет эстетической задачи как таковой. Эта стадия лишенных смысла штрихов. Ими ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное. Они — только результат подражания тем действиям, которые он видит у взрослых. Он хочет сам водить карандашом по бумаге, как это делают взрослые. Он испытывает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге. Правда, карандаш еще не слушается его, ведет за собой руку часто совсем не туда, куда хочется ребенку. Но все же его рука оставляет после себя реальный, наглядный след и это является для него предметом большой гордости
Довольно часто стадию каракулей или "мараний" считают сходной с гудением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок на все лады порождает новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки.
Затем наступает вторая стадия, когда случайная удача “привязывает” ребенка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на изображение чего-то или кого-то, предмет или человека (рисунок в книге).
Ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии помощи самого "художника" определить смысл нарисованного. Кошка изображается длинной, лишь относительно прямой линией, пересеченной множеством других, коротких. Дом бывает представлен несколькими неодинаковы "квадратами", расположенными рядом друг с другом.
Первые каракули являются волнующей попыткой осуществления чего-то видимого, чего еще не было прежде.
Таким образом, от "мараний" ребенок переходит к стадии примитивных изображений. У ребенка появляется умение нарисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий. Так, ребенок двух лет рисует множество изображений, похожих на круги, и говорит: "Это камушки". Спустя несколько месяцев "камушки" становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза две отходящие линии, а также рот. "Это мама и Таня", — сворит девочка. Это так называемый период головоногих. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую — руки. Формы, по мере овладения ими, становятся для ребенка проводниками его мыслей, настроений, чувств.
Приблизительно с четвертого-пятого года жизни ребенок вступает в третью стадию — схематического изображения.
Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней.
Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей — головы и какой-либо "подпорки". При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Вместе с тем, они рисуются наиболее простым способом: в виде палок, идущих под некоторым углом вниз.
Но постепенно эти "подпорки" дифференцируются и среди них прежде всего туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму овальную, почти квадратную, удлиненной полоски и т. д. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами, которые бывают настолько велики, что напоминают совершенно иные предметы: не то расходящиеся лучи солнца, не то венчик цветка. Число их иногда превышает чуть ли не вдвое действительное.
Лицо, которое неизменно фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно с некоторыми частями. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удостаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутствуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает сцену довольно часто.
При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой, соответствующей его высокому званию. Особенно часто такой эмблемой бывает шляпа, палка или папироса (у мужчин), волосы с громадным бантом (у женщин). Одежда обычно обнаруживает свое присутствие только пуговицами.
При построении всех этих схем ребенок обычно совершенно не соблюдает действительных пропорций человеческой фигуры. Изображаемые люди в большинстве случаев оказываются "головастиками".
Аналогично "портретам" человека так же схематично изображаются и животные. При этом в наиболее примитивных рисунках их схемы бывают даже настолько общие, что посторонний наблюдатель далеко не всегда бывает состоянии отличить сам лошадь от коровы. Такую же схематичность мы видим и при изображении деревьев, домов, паровоза и т. д.
Несмотря на чрезвычайное несовершенство своих рисунков, ребенок уже в этом периоде смело берется за передачу бумаге наиболее трудных предметов: излюбленными темами его "художества" являются люди и животные. Из простых своей форме объектов он останавливается почти исключит но на домах. Такие вещи, как чашка, стакан, шкаф, стол, цветок, даже дерево сравнительно редко являются источником вдохновения. Вернее сказать, только тогда, когда они так или иначе связаны с "любимыми" темами.
Л.С. Выготский считает, что детский рисунок — это своеобразная "графическая речь", и стадию этой "речи" можно считать предвестницей будущего письма. Но при этом он находит, что такая речь — символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия. Ребенок на этой ступени не доходит до символизма второго порядка, заключающегося в том, “то создаются письменные знаки для устных символов-слов. Для этого ребенку нужно сделать основное открытие: рисовать можно не только вещи, но и речь. "Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма по словам и буквам; оно же приводит ребенка к буквенному письму.
Дальнейшая, четвертая стадия — это стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется попытками воспроизвести действительный вид предметов.
Голова обрастает волосами, иногда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появляется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду (рис. книги).
Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встречаться с промежуточной инстанцией.
Наряду с этим происходит значительное обогащение тем рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие по рельсам, со столбами и семафором возле них.
Нужно специально отметить, что на данной стадии изобразительной деятельности дети еще не исправляют ошибок в своих рисунках или делают это очень редко. Самый обычный способ исправления для данного возраста — прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги.
Вряд ли можно приурочить каждую из намеченных выше стадий детского художественного творчества к строго определенному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная одаренность "юного художника", и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизительную закономерность мы можем все же получить, руководствуясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. Шестилетние дети обычно рисуют схему, и только начиная с 11-летного возраста мы встречаемся с ней реже, чем с остальными, более совершенными способами изображения.