РЕФЕРАТ
«Проективные методы исследования личности»
Содержание
1. История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
2. Рисунок как средство психологического анализа
1. История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
В продуктах графической деятельности человека важное место занимает изобразительная графика, и не только потому, что история письма тесно связана с появлением рисунка как особого вида графической продукции человека. По-видимому, нет нужды особо доказывать, что рисунок должен приковывать внимание психологов. В этой графической форме сняты те жесткие ограничения на письменную речь (тексты), которые сформировались к настоящему времени в той или иной культуре и вылились в стандартные правила написания буквенных и иных символов. Поэтому в рисунке заключен значительный объем информации об индивидуально-психологических особенностях его автора.
По общепринятому определению, рисунок — изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и характеру исполнения.
Рисунок — один из древнейших видов искусства. В первобытном искусстве рисунок неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине). В эпоху палеолита — это, в основном, жизненно важные сюжеты изображения животных и сцен охоты, в эпоху неолита — это рисунки-схемы (часто переходящие в орнамент). Например, художники Древнего Египта рисовали на лице, изображенном в профиль, оба глаза.
Тонкостью наблюдения реальной жизни отличаются рисунки тушью на бумаге и шелке Китая, Японии и других стран Дальнего Востока с IV века до н.э. Древнекитайские и древне египетские рисунки роднит повествовательность: картина - цепь событий, рассказ, развернутый в ряде фигур.
Уже на раннем этапе развития изображение выражает на плоскости разные точки зрения на предмет. В древней живописи соотношение изображаемых явлений было не только пространственным, но и смысловым. Древние художники ради смыслового выделения часто рисовали фигуру военачальника в несколько раз больше, чем фигуры его воинов. Это были первые композиционные акценты живописи, не знавшей перспективы.
В эпоху средневековья линейный рисунок развиваете как архитектурный чертеж и графический образец для создания деталей декора. Начальный контур изображение при выполнении сложных комбинаций (например, в иконописи) носит схематичный и орнаментальный характер. Рисунок как вид графики занимает важное место в оформлении средневековых манускриптов. Композиция акцентировала не удаленность предмета от глаза наблюдателя, а его смысл и значение.
В эпоху Возрождения изобразительное искусство становится ведущим. В нем отражается эпоха, порыв к полноте бытия, к его духовным и чувственным радостям. Особое внимание художник и уделяют передаче возрастной анатомии человека (дитя на руках мадонны Литты Леонардо да Винчи — это не карлик, не уменьшенный взрослый, как это было до Возрождения, а действительно младенец). Воспроизводится анатомия движущегося человеческого тела (Микеланджело).
Художники Возрождения утверждают общечеловеческое значение живописи, не нуждающейся, подобно литературе, в переводе на другой язык. Они считали, что "если поэт служит разуму путем уха, то живописец — путем глаза, более достойного чувства... Картина, как много более полезная и прекрасная, понравится больше... Выбери поэта, который описал бы красоту женщины ее возлюбленному, и выбери живописца, который изобразил бы ее, и ты увидишь, куда природа склонит влюбленного судью" (Леонардо да Винчи).
Живопись Ренессанса закладывает основы композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света. Так, Рембрандт в своих портретах, пользуясь темным фоном, создает световой акцент, выделяющий самое выразительное в человеке — его лицо и руки. Они как бы выступают из темноты, и эта колористическая композиция воплощает глубокие философско-трагедийные раздумья художника о жизни, о человеке и его сущности.
В эпоху Возрождения композиция развернулась в пространстве. Возрождение открыло законы перспективы. В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические основы всей последующей творческой и учебной методики европейского рисунка (изучение законов перспективы, светотени, пластической анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры, намечаются новые жанры: композиция, исторический портрет, пейзаж.
В последующие периоды углубляется и завершается наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики — линейные соотношения, воспроизведение формы предметов передача их освещенности, соотношения света и тени и т.д. Живопись запечатлевает соотношение красок; в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность. Процесс принципиального размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Они ничего не передают вне цвета, все линейное для них второстепенно. Не рисунок, а цветовые соотношения изображаемых предметов становятся основным носителем эстетического смысла изображаемых произведений.
Однако вернемся к рисунку как особому графическому изображению.
Графика (греч. graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий не только рисунок, но и печатные художественные произведения: гравюру, литографию и другие, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающш собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями: контурные линии, штрихи, пятна.
Нужно напомнить, что сам термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму или каллиграфии. Новое значение он получил в коннце XIX — начале XX вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически четкого, контрастного линейного рисунка. Стилистические средства графики стали весьма разнообразными — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций: изобразительных, декоративных, штриховых, обладающих лаконичностью, гибкостью, разнообразием.
С конца XIX — начала XX вв. различают книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную графику (почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Получает развитие политический рисунок, отражающий политические взгляды, убеждения, расстановку политических сил и личные особенности политических лидеров. Распространяется также жанр путевых зарисовок, документально точно повествующих о повседневной жизни людей.
С начала XX в. рисунок самостоятельно развивается под воздействием сменяющих друг друга направлений, оттачивается профессиональное мастерство рисовальщиков, возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личностного видения, индивидуального восприятия жизни.
Так складывался рисунок, занимая свое достойное место в изобразительной культуре человечества, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, печать поколений, но всегда сохраняя для нас индивидуальность автора.
Несомненно, что для психолога-практика, использующего графические методы важно иметь представления о генезисе изобразительной и графической деятельности людей. В тоже время - психологически проанализировать филогенез (историческое развитие) этой деятельности чрезвычайно трудно: ее история представлена весьма фрагментарно из-за давности возникновения и утраты многих и многих промежуточных образцов. Поэтому здесь уместно обращение к онтогенезу рисунка: чрезвычайно интересно проследить стадии приобщения ребенка к изобразительной культуре, т. е. стадии развития изобразительной деятельности растущего индивида. Понятно, что знание возрастных этапов и специфики детского рисунка само по себе важно для психодиагностики: ведь рисунок позволяет определить уровень психического развития ребенка в целом и его изобразительной деятельности в частности. И поэтому при индивидуальной диагностике важно уметь видеть отсчетную точку — ею в данном случае становятся возрастные закономерности развития изобразительной деятельности детей, позволяющие сделать заключение относительно общих и индивидуальных особенностей личности.
Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний.
Так, в 1887 г. вышла книга итальянского исследователя Коррадо Ричи "Дети-художники", которая в 1918 г. была переведена на русский язык. В 1913 г. выходит работ Жоржа Рума (Франция) "Графический язык ребенка".
В Германии изучение детского рисунка обобщается в работах К. Лампрехта, Ф. Флейдер в книге "Рождение образа".
Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом.
Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Ж.Пиаже. Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов, складывающихся у ребенка. Согласно Ж.Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка взамен смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ. Символическая игра постепенно переходит в конструирование макета, как можно более точно соответствующего предмету.
Ж. Пиаже разделяет знаки и символы следующим образом: значение знаков — общее для всей социальной среды, в которой растет ребенок, они условны и не имеют, за редким исключением, никакого сходства с тем, что ими обозначается. Самые распространенные знаки — слова (есть и другие — математические, научные и т.д.).